Главная / Новости / Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение и наблюдательность

Оцените статью

Наблюдением называется целенаправленное восприятие осуществляемое по определенному плану.

Имеются особенности «житейского», обычного, наблюдения и наблюдения, связанного с решением той или иной задачи. Например, спортивный болельщик активно, заинтересованно наблюдает за ходом игры. Однако это наблюдение ведется не по составленному заранее плану, не имеет определенных задач.

Качественно по-другому строится процесс наблюдения у тренера команды. Во-первых, для тренера типична преднамеренность его наблюдения. Она продиктована не только эмоциональной заинтересованностью. Тренер озабочен тем, чтобы наблюдение показало, как более эффективно управлять игроками для положительного исхода игры. Его восприятие игровых эпизодов и действий спортсменов отличается высокой точностью и глубиной понимания. Поэтому советы и указания тренера — его управляющие воздействия — носят не случайный, а строго целенаправленный и обоснованный характер.

Наблюдение требует определенной направленности внимания. При изучении физических упражнений внимание учащихся организуется преподавателем: оно может быть направлено на восприятие как всего упражнения в целом, так и отдельных движений и деталей техники изучаемого упражнения.

В процессе наблюдения проявляется осознанное отношение к восприятию явлений. Поэтому наблюдение всегда связано с мышлением, целенаправленным отбором наблюдаемых фактов, пониманием их значения. Работа мысли обостряет и углубляет наблюдение, помогает выделить основное и существенное, установить связи в явлениях, событиях и т. д.

Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому наилучшими наблюдателями являются, как правило, хорошие специалисты в данной области. Наблюдения агронома, например, за качеством молодых всходов будут тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агрономических приемах, которые могут быть использованы.

Наблюдательность проявляется в способности человека замечать в предметах и явлениях малозаметные (но в то же время существенные для какой-либо цели) детали, признаки и свойства.

Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление вести «охоту за фактами». Поэтому наблюдательным называют такого человека, который способен подмечать неожиданные факты, делать заключения и открытия типа «Эврика!».

Наблюдательность — очень важное качество личности, особенно необходимое в деятельности ученого, преподавателя. Недаром великий русский физиолог И. П. Павлов на здании лабораторий сделал надпись: «Наблюдательность и наблюдательность».

Целенаправленное формирование наблюдательности у учащихся через активное, творческое усвоение знаний и навыков — непременное требование и условие их будущей профессиональной подготовки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх