Интеграция психики проявляется во взаимных связях развития ее процессов и свойств, в постепенном переходе динамичных психических явлений во все более устойчивые особенности личности (например, нравственных переживаний — в нравственные чувства, индивидуальных особенностей мыслительного процесса —в качества ума).
Пластичность психического развития характеризуется тем, что низкий уровень какого-либо психического процесса или свойства может восполняться за счет более высокого уровня других психических процессов или свойств личности. Иными словами, пластичность проявляется в компенсаторных возможностях психики. Например, потеря человеком зрения или слуха может в значительной степени компенсироваться высоким развитием тактильной, вибрационной, мышечно-двигательной, обонятельной чувствительности. У спортсмена недостаточная устойчивость к влиянию разного рода сбивающих факторов в соревновательных условиях (низкая помехоустойчивость) может восполняться высоким развитием волевых свойств — выдержки и самообладания.
Пластичность психики определяет возможность ее изменений, совершенствования в процессе обучения и воспитания. Она же обеспечивает и приспособление человека к требованиям различных видов деятельности. В связи с этим в педагогическом процессе необходимо иметь в виду не только развитие желательных свойств личности, но и выработку необходимых для деятельности компенсаций. Эта работа должна проводиться на основе углубленного изучения педагогом индивидуальных особенностей своих воспитанников.