Главная / Новости / Освоение деятельности

Освоение деятельности

Освоение деятельности
4.8, 215 голос.

Освоить деятельность —значит сделать ее своим умственным и практическим достоянием. Освоение любой, даже относительно простой, деятельности (например, сколачивание деревянного ящика гвоздями), а тем более сложной (например, деятельности педагога) требует овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Освоение деятельности происходит в процессе обучения, общения, освоения и накопления опыта.

Знания — исходная предпосылка для освоения деятельности. Их приобретение начинается с раннего возраста и продолжается практически всю жизнь. Психологически важно, чтобы знания приобретались и усваивались в определенной системе. Известный русский педагог К. Д. Ушинский писал, что ум человека — это хорошо организованная система знаний. Организованность знаний характеризуется сохранностью их в долговременной памяти в определенном порядке и наличием связей между различными категориями знаний (например, между знаниями физики, химии и математики или между знаниями теории и методики физического воспитания, анатомии, физиологии, психологии). Организованность знаний проявляется в их готовности, т. е. возможности извлечения их из долговременной памяти в нужный момент (скажем, во время экзамена) в достаточном объеме.

Умения — понятие не однозначное. Различают умения начального уровня и умения уровня мастерства.

Умения начального уровня заключаются в оперировании знаниями. Например, человек знает, как нужно плавать, но еще только-только начинает приобретать это умение. Он может сказать про себя: «Я знаю, как нужно плавать, но еще не умею этого делать правильно». По мере освоения данного умения он уже оперирует не только знаниями, но и движениями, входящими в действия плавания. На этом этапе он может сказать: «Я умею плавать, но не имею еще навыка, поэтому плаваю неуверенно и медленно».

Умения на уровне мастерства характеризуются тем, что человек свободно оперирует уже не только знаниями, но и навыками, поэтому может выполнять деятельность с высокой результативностью не только в стандартных, но и в изменяющихся условиях.

Владение умениями имеет очень большое значение в профессиональной деятельности людей, особенно в деятельности педагога, и в частности учителя физической культуры и тренера по видам спорта.

Навыки — это заученные действия. Они приобретаются в процессе организованного обучения (например, на уроках физической культуры или в процессе спортивной тренировки), а также и вне учебной деятельности.

Самый важный признак навыков — автоматизация. Механизм автоматизации освобождает сознание от необходимости следить за «само собой текущими движениями». Это очень важно, так как позволяет человеку фиксировать внимание не на движениях, а на условиях выполнения их, на их результатах. Однако при этом сохраняется сознательный контроль за движениями и действиями. Навыки играют важнейшую роль в жизни и деятельности людей.

Привычкой называется действие, выполнение которого стало потребностью. Привычки могут складываться стихийно, могут быть результатом направленного воспитания, но во всех случаях необходимо, чтобы действие удовлетворяло какой-нибудь потребности многократно и длительное время. Так, если школьник начал ежедневно заниматься утренней гимнастикой с целью удовлетворения своей потребности в физических упражнениях, то через некоторое время у него может выработаться привычка делать зарядку. Ежедневное выполнение становится потребностью.

Большое значение в жизни человека имеют нравственные привычки (в частности, привычка к дисциплине). Они могут перерастать в устойчивые черты характера. Профессиональные привычки облегчают трудовую деятельность. Но существуют и отрицательные, вредные, привычки (курение, употребление алкогольных напитков и др.), которые человек должен стремиться искоренить.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх