В реальной жизни и деятельности воля человека проявляется в единстве всех ее структурных компонентов. Примером может служить преодоление дистанции в легкоатлетическом беге, плавании, лыжной гонке и любом другом виде спорта циклического характера.
Волевой спортсмен, испытывая тяжелое внутреннее состояние, обычно не подвергает сомнению правильность графика движения, а приводит сам себе разумные доводы о том, что физическое утомление наступает позже, чем чувство усталости, и потому надо терпеть. Он периодически переключает внимание на технику движений, расслабление мышц в нерабочие фазы, регуляцию дыхания. По мере нарастания усталости он вызывает мысли об ответственности своего выступления, хорошей собственной подготовленности, использует дополнительные мобилизующие мотивы. Спортсмен ободряет себя: «Будь молодцом. Силы еще есть, выдержишь». Принуждает себя продолжать движение, не снижая скорости: «Потерпи немного», «Держись», «Ну, давай», «Быстро вперед!».
Причинная обусловленность воли. В идеалистической философии и психологии воля изображается как некая духовная сила, являющаяся причиной всех поступков человека. Она якобы не зависит от внешних воздействий и потому выступает как «свободная воля», позволяющая человеку поступать так, как ему хочется.
Но в окружающем нас мире действуют объективные, т. е. не зависящие от сознания и воли человека, законы, с которыми человек не может не считаться. Человеку, как указывал В. И. Ленин, только кажется, будто цели, которые побуждают к деятельности, независимы от объективного мира; на самом же деле они порождаются этим миром. В свете марксистско-ленинского учения подлинная свобода воли понимается как способность принимать решения со знанием дела, основанная на познании законов природы и общества.
Воля человека не только определяется окружающим внешним миром, но и формируется под его непосредственным влиянием, Уже в раннем детском возрасте двигательные акты ребенка организует мать с помощью своей речи («возьми мяч», «подними куклу» и т. д.). И ребенок выполняет указания матери, подчиняя свои действия ее инструкции. Осознавая необходимость определенных действий, дети постепенно учатся преобразовывать требования родителей, воспитателей, учителей во внутренние указания самим себе. Так, от действия по словесному требованию взрослого дети переходят к действиям по самоприказу, самоубеждению, самоободрению и т. д. При выполнении таких действий во все более затрудненных условиях они накапливают опыт использования все новых и более действенных приемов сознательной саморегуляции поведения и деятельности.
Внешние факторы оказывают определяющее влияние на формирование воли человека не прямо и непосредственно, а преломляясь через его внутренний мир: потребности, интересы, убеждения, привычки и др. И от того, каков внутренний мир человека, насколько он духовно богат или беден, зависит индивидуальное своеобразие его воли. У человека с высокими идейными и моральными принципами, с общественной направленностью личности воля служит достижению социально значимых целей, является морально воспитанной и может достигать огромной силы. Такой человек способен совершить доблестные поступки не только в трудовой, учебной и спортивной жизни. Он может пойти «наперекор даже чувству самосохранения» (И. М. Сеченов) и совершить подвиг, оказавшись в чрезвычайных обстоятельствах боевой обстановки, стихийного бедствия, аварии, катастрофы и т. д. Во время Великой Отечественной войны в жесточайшей борьбе с врагами Родины советские патриоты жертвовали собой, закрывая телом амбразуру вражеского дзота, молчали, подвергаясь пыткам, могли задержать потерю сознания и даже наступление смерти. Израненный советский летчик Алиев «задержал» свою смерть до посадки самолета и скончался лишь совершив посадку .
Всего этого нельзя сказать о воле человека с узколичными,, эгоистическими интересами, идущими вразрез с нормами коммунистической морали.