Главная / Новости / Развитие способностей

Развитие способностей

Оцените статью

Значение общественно-исторических условий в развитии способностей. Развитие способностей людей определяется общественно-историческими условиями их жизни и деятельности. От них зависит, какие именно способности у представителей тех или иных социальных классов и групп будут развиваться.

Капиталистический строй (как до него рабовладельческий и феодальный) препятствовал развитию дарований у представителей угнетенных классов. В дореволюционной России было множество природных талантов. Однако, как писал В. И. Ленин, «таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью» . Социалистическое общество предоставляет каждому гражданину реальные возможности для всестороннего развития личности, которые гарантированы правами, закреп-ленными Советской Конституцией. Следствием этого является массовый расцвет дарований в области науки, искусства, техники, спорта. Образ жизни в нашей стране открывает перед каждым человеком широкие возможности для развития его природных задатков.

Обучение и деятельность — решающие факторы развития способностей. Способности, как все другие свойства личности, проявляются в деятельности. Процесс их развития может идти стихийно в силу того, что условия деятельности требуют проявления определенных способностей. Но лучше, если они развиваются в организованном процессе обучения. Даже дети с выдающимися музыкальными задатками должны научиться правильно петь, играть на том или ином инструменте. Правда, процесс научения у них осуществляется быстрее и легче, чем у немузыкальных от природы детей. Но и у последних можно сформировать музыкальный слух, применяя специальную систему индивидуальной тренировки.

В процессе обучения создаются условия, наиболее благоприятные для целенаправленного формирования способностей. На первом этапе развития способности характеризуются в большей степени подражательностью (репродуктивностью). Постепенно появляются элементы оригинальности, творчества, и чем способнее человек, тем они более ярко выражены. Процесс обучения, в котором создаются условия активного поиска, направленного на решение творческих проблем, способствует и более быстрому рос ту творческого уровня способностей.

Одним из решающих факторов в формировании способностей к определенной деятельности является методика обучения. Ярчайшим доказательством этого может служить обучение слепоглухонемой девочки Ольги Скороходовой. Специальная методика развития умственных способностей позволила ей не только получить высшее образование, но и защитить докторскую диссертацию, написать монографию . Теперь О. И. Скороходова — крупный ученый с мировой известностью, профессор, доктор психологических наук. Впоследствии возможность эффективного развития умственных способностей слепоглухонемых в процессе специального обучения была многократно подтверждена советскими учеными.

Развитие способностей требует от человека настойчивого, систематического труда. Люди с выдающимися способностями обладали титаническим трудолюбием. Они сознательно формировали у себя потребность и привычку к ежедневному упорному труду в избранном виде деятельности.

Великими тружениками были Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. П. Чехов, И. Е. Репин, П. И. Чайковский. А. М. Горький говорил, что своими успехами в литературе он обязан прежде всего умению работать. П. И. Чайковский писал, что весь секрет его успехов в том, что он работал ежедневно и аккуратно и в этом отношении обладал железной волей.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх