Как уже говорилось, специфической особенностью деятельности в физическом воспитании и спорте является то, что предметом ее служит сам человек. Он выступает не только как субъект деятельности, но и как ее объект, прежде всего для самого себя.
Несмотря на то что ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся физической культурой и спортом принадлежит педагогу, каждый из них обязан заниматься самосовершенствованием. Это диктуется тем, что он готовит себя к самостоятельной трудовой жизни, к выполнению своего воинского долга — защите Родины, к самостоятельной спортивной борьбе в условиях соревнования. Непосредственно в ходе соревнования спортсмен должен сам решать возникающие задачи, находить выходы нередко из неожиданных ситуаций. Тренер — главный помощник в воспитании его самостоятельности, а не опекун. Он не должен думать за спортсмена, он должен помогать ему думать и действовать самому.
Обучение и воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом направлены на развитие физических и духовных сил человека. Самосовершенствование же дополняет его.
Оно направлено на саморазвитие. Единство направленного развития в процессе обучения и воспитания с саморазвитием путем самосовершенствования обусловливает наивысший эффект в формировании психического склада личности. Основой самосовершенствования служит самопознание.
Самопознание — это процесс постоянного накопления, критической оценки, переработки и коррекции человеком, в частности спортсменом, знаний о себе самом. Этот процесс направлен на выяснение сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков своего психического склада, морального облика, физического развития и подготовленности, проявляющихся в трудовой, общественно- политической, познавательной, творческой, спортивной деятельности и в общении.
Основной способ самопознания — самонаблюдение. В психологии хорошо известен метод самонаблюдения. В идеалистической психологии он считается единственным методом изучения механизмов и закономерностей психических явлений: восприятий, памяти, мышления и др.
В советской психологии он давно уже используется лишь как дополнительный к объективным методам исследования. Самонаблюдение не претендует на познание механизмов и закономерностей психической деятельности. Оно лишь дает возможность человеку наблюдать правильность или ошибочность своих действий, поведенческих актов, особенности проявлений психических процессов, состояний, свойств личности в различных условиях жизни и деятельности по доступным для сознания признакам (например, по точности и продуктивности трудовых действий, по адекватности своего поведения в той или иной ситуации, по быстроте, точности запоминания и сохранения того или иного материала, по умению выразить свои мысли в речи, по внешним признакам эмоциональных состояний и т. д.). Критический анализ, оценка таких фактов позволяет совершенствовать самого себя. Один из путей самосовершенствования — психическая саморегуляция, в структуру которой входят: программа-эталон действий или поведения, контроль за ходом их выполнения (самоконтроля), оценка результата (самооценка) и в случае необходимости коррекция. Она предусматривает улучшение не только самого действия при повторном его выполнении, но и задачи или даже программы дальнейшего самосовершенствования. В спорте это касается специальной подготовленности (технической, тактической, физической, психической) и одновременно на этой основе психического склада личности.