Главная / Новости / Важные факторы психологического развития

Важные факторы психологического развития

Оцените статью

Обучение и воспитание — важные факторы психического развития. Их развивающий эффект определяется прежде всего постоянным усложнением знаний и способов деятельности, которыми овладевает ребенок.

Еще в 30-е годы известный советский психолог Л. С. Выготский выдвинул идею разв ивающего обучения, т. е. обучения, которое «идет впереди развития» и стимулирует его. По мнению Л. С. Выготского, обучение будет высокоэффективным лишь в том случае, если оно ориентируется не на «сегодняшние» возможности ребенка, а на «зону его ближайшего развития». Имеется в виду, что обучение не должно предъявлять детям непосильных требований, но оно не должно быть и слишком легким. Такое обучение заставляет ученика каждый раз прилагать усилия для достижения очередной, чуть более трудной, цели. Оно как бы продвигает развитие, «подтягивает» его на более высокий уровень. Идея и основные принципы развивающего обучения положены в настоящее время в основу новых учебных программ для учащихся начальной школы.

Активность человека — фактор психического развития, без которого бессильно любое обучение и воспитание.

Значение умственной деятельности (чтения, размышлений, решения задач), разнообразных проявлений воли, нравственных поступков для психического развития личности общеизвестно. Вопрос же о роли двигательной активности в психическом развитии до сих пор еще остается спорным для многих. В науке же он бесспорен: двигательная активность ничуть не менее важна для психического развития ребенка, а тем более для гармонического развития его личности, чем активность умственная.

В многочисленных исследованиях экспериментально доказано, что резкое ограничение повседневной двигательной активности отрицательно сказывается на психическом состоянии человека, его двигательных функциях и психических процессах: ухудшается настроение, начинают преобладать отрицательные эмоции, появляется раздражительность, снижаются точность и координация движений, возникают трудности в запоминании материала, в сосредоточении на какой-либо работе и т. п.

Вместе с тем установлено, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают выраженное положительное влияние на умственную работоспособность, развитие психических процессов и свойств, на академическую успеваемость учащихся.

Важно отметить, что активность человека является не только фактором развития, но и необходимым условием успешного осуществления любой деятельности, достижения в ней высоких результатов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх