Чем выше уровень развития группы, тем больше ее положительное влияние на личность. Если, например, группу составляют случайные для индивида люди и содержание деятельности незначимо, то влияние на личность будет наименьшим.
Если же все участники взаимодействия являются членами коллектива и содержание того, чем они заняты, значимо и соответствует целям и задачам, стоящим перед коллективом, то влияние на личность будет наибольшим.
В коллективе и через коллектив открываются широкие возможности воспитывающего влияния на личность. В коллективе происходит становление духовно цельной личности человека, формируются его взгляды и убеждения, воспитывается коммунистическое отношение к труду, чувство ответственности за порученное дело, готовность ставить общественные интересы выше личных, активная жизненная позиция, доброта и стремление к взаимопомощи. Именно в коллективе создаются условия для полного и многогранного проявления задатков и способностей каждого человека. Весомость влияния коллектива на личность обусловлена тем, что он располагает такими средствами воспитания, которых нет у отдельного человека. К этим средствам относятся коллективные мнение, убеждение, критика, соревнование, поддержка и помощь. Особенно существенна роль коллектива в перевоспитании человека. Ведь в коллективе раньше, чем сам человек, замечают его недостатки и оказывают необходимые воздействия.
Ныне все полнее проявляются коллективистические начала во всех сферах жизни советского человека. Одна из примечательных особенностей зрелого социалистического общества в том и состоит, что оно обеспечивает прочную связь личных интересов человека с общественными, создает необходимые условия для раскрытия в коллективе возможностей личности.