Совершенствование исполнительного компонента заключается в овладении приемами самопринуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Выраженные в словесной форме, они являются мощным регулятором поведения и приобретают реальную силу благодаря установлению связи с действием. Именно поэтому целесообразно во время тренировочных занятий предварять словесным самоуказанием выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий. Так, в начале длинных дистанций в видах спорта циклического характера, когда надо сберечь силы, рекомендуется использовать сдерживающие самоприказы («Не спеши!», «Тише!», «Не суетись!» и др.)- Когда появляется чувство усталости, полезны самоприказы, поддерживающие оптимальный темп движения («Так держать!», «Терпи», «Немедленно соберись!», «Не сметь расслабляться!» и пр.). Когда же усталость достигает высокой степени, следует резко прерывать мысли о тяжести своего состояния и заставлять себя продолжать движение «через силу», во что бы то ни стало («Вперед!», «Смелей!», «Чаще!», «Выиграть!», «Быстро!» и т. д.).
Упражнение в выполнении спортивных действий, предваряемых словом, способствует закреплению связи «самоприказ — действие». Это ведет к накоплению опыта действовать по принципу: «Если решил, то приказываю себе и выполняю».
Очень большое значение для воспитания волевых качеств имеет преодоление препятствий, вызывающих значительные и максимальные трудности. В этих условиях проявляются всё компоненты воли. Максимальных мобилизующих и организующих волевых усилий требуют ответственные соревнования. Поэтому они являются важнейшим средством всестороннего воспитания воли. Не случайно старший тренер сборкой команды по хоккею с шайбой В. Тихонов и советует игрокам каждый матч играть с полной отдачей физических и моральных сил.
Особое значение имеет упражнение в преодолении неожиданных препятствий (соревнование в плохую погоду, борьба с незнакомым соперником, игра в меньшинстве и т. п.). Чтобы заранее подготовить спортсмена к преодолению подобных препятствий (а то и предупредить их возникновение), нужно чаще включать их в тренировочные занятия, прикидки, котрольные соревнования и т. д.
В воспитании волевых качеств необходим индивидуальный подход. Он должен быть основан на изучении тренером индивидуальных особенностей спортсменов и индивидуальном планировании их спортивного совершенствования. Планирование волевой подготовки может осуществляться в форме методических рекомендаций, в которых определяются задачи развития конкретных волевых качеств, пути и средства их решения в течение определенного срока.
Индивидуальный подход предусматривает укрепление сильно развитых признаков волевых качеств и стимулирование развития отстающих. Для этого требуется организация системы препятствий и трудностей, при преодолении которых, с одной стороны, повышалась бы нагрузка на сильные признаки и тем стимулировалось их дальнейшее развитие, с другой — обеспечивался бы щадящий режим для проявления слабых признаков, создающий благоприятные перспективы для их постепенного совершенствования.
Фотообои 3д для стен каталог интернет магазин www.wallterra.shop.