Главная / Новости / Восприятие и развитие внимания

Восприятие и развитие внимания

Оцените статью

В процессе учебной деятельности восприятие становится все более целенаправленным, осмысленным и превращается в наблюдение. В развитии внимания совершается переход от непроизвольного к произвольному, которое становится все более устойчивым.

Значительно прогрессирует произвольное запоминание (при этом запоминаются лучше конкретные факты, события, лица, предметы, чем их словесные описания и объяснения). Постепенно формируется и абстрактное мышление, т. е. мышление в понятиях. Это долгий и трудный процесс, так как «научные понятия не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» . Такое напряжение — непременное условие развития мышления.

Произвольное управление познавательными психическими процессами тесно связано с развитием воли, поскольку и сосредоточение, и запоминание, и мышление, направляемые сознаваемой целью, требуют проявления волевых усилий. Они необходимы и для сдерживания иногда слишком бурных эмоциональных реакций.

Проявления воли у младших школьников, особенно первоклассников, еще очень неустойчивы. Их нужно всячески стимулировать: устанавливать сроки выполнения заданий, постоянно контролировать поведение, побуждать к действиям и приучать к сдержанности, убеждать, одобрять, приказывать. Советский психолог А. И. Высоцкий в специальном эксперименте показал, что младшие школьники нуждаются в подобной стимуляции волевых действий примерно в 2,5 раза больше, чем учащиеся 9-го класса.

К концу младшего школьного возраста волевые проявления становятся более устойчивыми, формируется способность произвольно управлять своими действиями и поведением.

Большую роль в развитии воли у детей играют занятия физической культурой и спортом. Заслуженный тренер по прыжкам в воду Т. М. Петрухина рассказывает об одной из своих учениц: «Десятилетняя девочка… прыгает на трамплине хорошо, но на лице какая-то боль. «Что у тебя болит?» Молчание… «Я даю тебе слово, что, если это несерьезно, я разрешу тебе тренироваться дальше». — «У меня болит палец». — «Сильно? Может быть, не стоит продолжать тренировку?» — «Нет, я лучше потерплю» . Здесь налицо вполне осознанное преодоление самой себя, основанное на ответственном отношении к тренировке.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент воли: формируются настойчивость, смелость, самообладание и другие волевые качества, необходимые в учении, труде, спорте.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх