Главная / Новости / Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми. Стремление к самовоспитанию

Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми. Стремление к самовоспитанию

Оцените статью

При невысоких успехах в учебной и спортивной деятельности, отсутствии эмоционально привлекательных личных качеств стремление подростка к самоутверждению может принять уродливые формы. Так, в исследовании А. П. Краковского у 11-летних подростков, учащихся 5-го класса, по сравнению с четвероклассниками было зафиксировано в 5 раз больше случаев своеволия, в 6 раз — случаев упрямства, в 10 раз — стремлений противопоставить себя учителю. Однако при углубленном анализе взаимоотношений учащихся в коллективе оказалось, что все эти негативные особенности поведения не являются внутренне присущими подросткам, а имеют одну цель — любыми способами повысить свой авторитет среди сверстников. Главный путь борьбы с такими формами самоутверждения — развенчание мнимых героев, осуждение их поступков самими же ребятами. Это требует специального внимания педагога, пионерской и комсомольской организаций к вопросам воспитания коллектива, формирования в нем высоконравственных норм и правил поведения. В коллективе должна царить атмосфера доброжелательности, помощи каждому в том, чтобы он мог за счет важных и полезных дел приобрести то положение, которое отвечает его потребности в самоуважении и уважении со стороны сверстников.

Коллектив оказывает огромное воспитывающее влияние на подростка. Это относится и к коллективу спортивной команды. Далеко за пределами нашей страны известна СДЮСШ по фехтованию г. Казани. Из нее вышли три чемпионки мира: В. Никонова, О. Князева, Н. Гилязова. Педагоги этой школы первостепенное значение придают формированию сплоченного коллектива учащихся: организации совместных общественно полезных дел, выработке нравственных норм поведения, воспитанию коллективизма. Заслуженный тренер В. В. Житлов вспоминает, что 13-летняя В. Никонова «могла идти против мнения коллектива, была девочкой замкнутой, индивидуалисткой, даже эгоисткой» . То, что она впоследствии стала отличным командным бойцом, тренер считает заслугой всего коллектива спортивной команды.

Усилия и активность подростка в самовоспитании должны направляться педагогами. Например, А. Новикова, учительница абсолютного чемпиона XXIII Олимпийских игр по спортивной гимнастике А. Дитятина, вспоминает: «Школьные успехи Саши были неровными. Очень мешала поначалу чрезмерная стеснительность, которая выглядела непреодолимой скованностью… Был барьер, который он очень долго не мог преодолеть — устный рассказ. Стоило вызвать его и попросить о чем-нибудь рассказать, даже о самом интересном: о фильме, книге — в ответ слышались две-три неловкие фразы. А потом — молчание, мучительная краснота на лице и страдание в глазах. В то же время в спорте Дитятин уже не раз успел заявить о себе как перспективный гимнаст. Он ничуть не робел перед тысячами зрителей на ответственных соревнованиях. «Если бы эту легкость, раскованность, изящество — да в школу!» — сокрушались учителя… Подспудная работа, которую вел над собой в то время подросток, до поры до времени оставалась скрытой даже от друзей. Известно лишь, что за период, когда другие прочитывали три-четыре книги, он — обстоятельно, вдумчиво, нередко с конспектом— успевал прочитать двадцать. Целеустремленность, глубина в работе над книгой и позволили ему, по-видимому, добиться успеха, который впоследствии многим показался удивительным. Выглядело это едва ли не чудом: Дитятин «вдруг» начал совершенно свободно и выразительно изъясняться — так, будто всю жизнь был заядлым рассказчиком» . Здесь, конечно, имели значение и усилия самого подростка, и направляющие воздействия педагога.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх