Главная / Новости / Характеристика препятствий, трудностей и связанных с ними волевых усилий в физическом воспитании и спорте

Характеристика препятствий, трудностей и связанных с ними волевых усилий в физическом воспитании и спорте

Оцените статью

Трудности личного характера мешают движениям спортсмена опосредованно, через ухудшение его психического состояния. Они выступают большей частью в виде неблагоприятных эмоциональных переживаний. Это — и «боязнь планки» у легкоатлетов, и «фактор большого веса» у тяжелоатлетов, и чрезмерно обостренное чувство ответственности за свое выступление на соревнованиях, и многое другое. Восприятие препятствий как угрожающих связано не столько с их физическими характеристиками (высотой, тяжестью и т. д.), сколько с неблагоприятным отношением спортсмена к их преодолению. Это отношение определяется не только специальной подготовленностью спортсмена, но и индивидуально- психологическими особенностями личности: уровнем притязаний, эмоциональной устойчивостью, своеобразием двигательного опыта.

Трудности чаще всего бывают смешанными. В одних случаях трудности согласования своих движений усугубляются переживаниями сомнений, страха, нетерпения, в других трудности личного характера сочетаются с физическими (например, при преодолении «скоростного барьера», развивающегося утомления) и т. д. В таких условиях, чтобы преодолеть трудности деятельности, спортсмен вынужден прежде всего вести борьбу с неблагоприятными переживаниями, стараясь их ослабить, превозмочь. Это достигается с помощью волевых усилий.

Волевые усилия имеют две основные разновидности: мобилизующие и организующие.

Мобилизующие волевые усилия помогают преодолеть физические трудности и бороться с трудностями личного характера. При этом используются приемы психической саморегуляции в форме словесных воздействий: самоубеждения, самоободрения, самоприказания и др. Они уменьшают степень сознаваемой угрозы и ослабляют неблагоприятные переживания. В то же время они активизируют резервные возможности, необходимые для выполнения упражнений с максимальной интенсивностью, скоростью, при очень большой их длительности (например, в марафонском беге, лыжных и велосипедных гонках).

Организующие волевые усилия помогают ослабить отрицательные эмоции и снять излишнее напряжение. Они используются также в процессе контроля за техникой и тактикой двигательных действий, за расслаблением мышц, для регуляции дыхания. При этом используются другие приемы психической саморегуляции (в частности, произвольные изменения направлен-ности внимания: его переключение, сосредоточие, распределение, отвлечение).

Использование той или иной разновидности волевых усилий обусловлено степенью преодолеваемых трудностей. Когда трудности сравнительно невелики, например при беге на коньках в начале длинной дистанции, ведущее значение имеют организующие волевые усилия. При прохождении средней части дистанции организующие и мобилизующие усилия чередуются. На заключительном отрезке дистанции, когда нарастает утомление и ухудшается самочувствие, преобладают мобилизующие волевые усилия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх