Главная / Новости / Юношеская дружба. Первая любовь

Юношеская дружба. Первая любовь

Юношеская дружба. Первая любовь
1.54, 13 голос.

49 Юношеская дружба. В ранней юности появляется потребность в эмоциональной поддержке и доверительном общении со сверстниками. В установлении и развитии дружеских отношений преобладающая мотивация связана с желанием встретить со стороны друга понимание и желание проявить сочувствие, взаимопомощь и верность.

Открытие своего внутреннего мира вызывает сильнейшее желание поделиться своими мыслями и переживаниями. Например, старшеклассницы в свободное время самым важным для себя считают общение с друзьями. «Когда мы гуляем вдвоем с подругой, — говорит одна, — у нас есть столько сказать друг другу, что не замечаешь, как проходит время», «Люблю переживать чужие радости и печали, так как больше внимания обращаешь на свои». В этих словах проявляется не только потребность посвятить друзей и подруг в свой душевный мир, но и узнать о себе мнение сверстника.

Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. У юношей часто складывается завышенное представление о своем друге: оно ближе к идеалу друга, созданному в воображении, чем к его реальному «Я». Отсюда возникает понимание друга как своего второго «Я». Друг становится как бы зеркалом, в котором юноша видит свое отражение. С другой стороны, юноша ждет от друга достаточно высоких оценок самого себя, даже превышающих собственную оценку. Говорить о себе ему легче и приятнее, чем слушать и понимать другого. Под влиянием своеобразного юношеского эгоцентризма суживаются возможности общения, возникает своего рода мнимая интимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга  .

Таким образом, в дружбе старшеклассников отчетливо проявляются противоречия этого возраста. Тем не менее она способствует развитию и становлению личности, потому что учит понимать другого человека, вживаться в его внутренний мир, отвечать сочувствием, поддерживать в трудный час словом и делом, быть верным и искренним, принципиальным.

Первая любовь. Появление детской влюбленности наблюдается уже у подростков. Она сопровождается обменом взглядами, записками, совместным времяпровождением, переживанием чувства восторга от общения и т. п. Подростки обычно стыдятся подобных проявлений чувств, стараются их скрыть, замаскировать свою симпатию. Эти первые чувства нужно очень щадить. Здесь недопустимо грубое и бестактное вмешательство. Упреки и подшучивания оскорбительны, даже намеки переживаются болезненно. Однако влюбленность еще не настоящая любовь. Эти чувства неустойчивы. Они могут быстро возникнуть и угаснуть, особенно если есть всепоглощающий интерес (скажем, к математике, технике, музыке, спорту).

Первые серьезные увлечения, тяготение к эмоциональной близости и любви появляются у 15—16-летних юношей и девушек. Любовь— сложная проблема вообще, а в юношеском возрасте особенно. И. С. Кон понимает любовь как гармоничное единство чувственного влечения и потребности в глубоком духовном общении с любимым человеком.

Благородство любви — высочайшее и прекраснейшее проявление подлинно человеческих чувств. Возникшее в ранней юности, оно расцветает и сохраняется в пору возмужания и зрелости, проносится через всю жизнь.

В рассмотренных психологических особенностях старших школьников красной нитью проходят две общие тенденции: стремление быть взрослым и стремление быть самостоятельным — могучие движущие силы развития юношей и девушек на пути к взрослости. Но в этих стремлениях таится опасность искажения в психическом развитии личности, опасность подмены жизненной позиции быть позицией казаться. Стремление быть взрослым иногда приводит к тому, что юноши и девушки стараются казаться взрослыми; стремление быть самостоятельными — к тому, что они стараются казаться самостоятельными.

Чтобы таких искажений не произошло, необходима внимательная и мудрая, но ненавязчивая и не принижающая личного достоинства поддержка взрослых: учителей, воспитателей, родителей. Она должна помочь юношам и девушкам действительно стать взрослыми, самостоятельными людьми. Ибо, как писал В. И. Ленин, «без полной самостоятельной жизни молодежь не сможет ни выработать из себя хороших специалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед».

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх