Более 30 лет назад А. Ц. Пуни; изучая индивидуально-психологические различия фехтовальщиков — участников первенства, обнаружил, что спортсмены одинаковой квалификации, одинакового уровня мастерства и добивающиеся одинаковых спортивных успехов, обладают различными типами ВНД и различной структурой психических качеств.
Дальнейшие исследования Б. А. Вяткина и других советских психологов подтвердили это в отношении представителей других видов спорта.
Накапливаются знания и в других направлениях. Известно, например, что темперамент имеет значение для выбора в качестве предмета специализации того или иного вида спорта. Так, холерики предпочитают высокоэмоциональные виды спорта (спортивные игры, спринт, прыжки и др.), однако неохотно занимаются видами спорта или упражнениями «на выносливость». Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами спорта, не связанными с единоборствами или командной борьбой.
Известно, что в процессе учебно-тренировочных занятий сангвиники при изучении новых упражнений быстро схватывают основу техники, могут выполнять их, хотя с ошибками, даже с первой попытки, но не любят длительной и тщательной работы над их совершенствованием.
Флегматики же, как правило, не станут выполнять новых упражнений, если что-то в технике неясно, но склонны к кропотливой, длительной работе над овладением ею.
Существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях спортсменов. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии.
На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные и даже более высокие по сравнению с тренировочными результаты, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.
Все это очень важно для реализации принципа индивидуального подхода в процессе занятий массовыми видами физической культуры, при подготовке резервов большого спорта и в тренировке спортсменов высокого класса. Необходимость дифференцированного подхода можно показать на примере выбора методики обучения двигательным действиям, в частности концентрированного или распределенного метода обучения (при концентрированном методе обучения двигательные действия повторяются много раз подряд без перерыва, при распределенном — малыми порциями с относительно частыми перерывами).
Экспериментальное обучение метанию мяча в цель двух групп учащихся 7-го класса — с сильной и слабой нервной системой — показало, что при концентрированном методе обучения итоговые результаты «сильных» оказались на 19% выше начальных, а итоговые результаты «слабых» остались без изменения; при распределенном методе обучения конечный результат «сильных» почти не отличался от начального, зато «слабые» улучшили свой результат на 50%.
Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы занимающихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий: похвалы, порицания и др. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех занимающихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение упражнений оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».
Таким образом, темперамент, будучи прирожденным свойством человека, не играет определяющей роли в его жизни и деятельности. Однако нужно учиться сознательно управлять им.