Главная / Тренинг / Программы тренировок / Роль представлений движений и мышления в управлении двигательными действиями

Роль представлений движений и мышления в управлении двигательными действиями

Оцените статью

Первостепенную роль в управлении двигательными действиями играют представления движений.

Обучение технике упражнений в физическом воспитании и спорте начинается с создания представления об изучаемом действии и типичных условиях его выполнения. Представление служит идеальным (т. е. существующим, сформированным в сознании) образом реального действия, которым человек овладевает, которым он управляет в деятельности.

Можно сказать, что любое двигательное действие, любое физическое упражнение человек выполняет так, как он его себе представляет. И не только на начальном этапе обучения, а всегда. Если человек научился кататься на коньках, то даже после многолетнего перерыва ему не нужно будет .начинать все сначала — он встанет на лед и сразу начнет в основном правильно выполнять движения, так как представления о них хранятся в его долговременной памяти.

В современной литературе по методике тренировки в любом виде спорта задача создания представления об изучаемом упражнении ставится только на начальном этапе обучения. Это грубая, до сих пор не изжитая ошибка. На самом деле формирование и уточнение представления о технике выполнения любого упражнения продолжаются до тех пор, пока совершенствуется техника упражнения. Не представляя предварительно, что именно и как нужно усовершенствовать, нельзя этого сделать практически.

Функции представления движений многообразны. Представление двигательного действия служит программой, которую с максимальной степенью совершенства нужно реализовать в определенной системе движений. В этом смысл программирующей функции представления движений. И это характеризует одну из обязательных сторон познания изучаемого действия.

Программирующая функция представления сочетается с его регулирующей функцией. В период, предшествующий выполнению действия, представление по механизму идеомоторных реакций регулирует, сонастраивает функции различных органов и систем организма, образно говоря, на «рабочую волну», адекватную предстоящей деятельности или выполняемому действию.

В ходе деятельности по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга беспрерывно поступает информация о внешних условиях выполнения действия и о самом действии. Она сличается с программой, т. е. с представлением. Если все идет в соответствии с программой, действие продолжается. Если же возникают какие-либо рассогласования в самой системе движений, с внешними условиями выполнения действия или с программой (представлением), то в действие вносятся необходимые поправки.

Регулирующая функция представления движений проявляется и после окончания действия (гимнастической комбинации, программы фигурного катания на коньках, бега на определенную дистанцию, очередной попытки в легкоатлетических метаниях и прыжках и т. п.). Завершив действие, спортсмены, как правило, припоминая возникшие ощущения и восприятия, анализируют процесс его выполнения, стараясь понять, какие и почему были допущены ошибки.

Анализ непременно основывается на сравнении представления программы и представления завершенного действия. Работа мысли при этом помогает не только понять, какие и почему были допущены ошибки, но и уяснить пути устранения их при следующем выполнении действия. Такой анализ особенно важен в тех видах спортивных упражнений, где конечный результат определяется после неоднократного выполнения их (в прыжках, метаниях — в легкой атлетике, рывке и толчке в тяжелой атлетике, прыжках на лыжах с трамплина и др.).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх