Главная / Тренинг / Психологическое строение личности

Психологическое строение личности

Психологическое строение личности
5, 1 голос.

В психологическом строении личности принято выделять направленность, способности, темперамент и характер, а также особенности самосознания.

Направленность личности — это система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, т. е. определяется не врожденными особенностями, а только прижизненными влияниями общества, обучением, воспитанием и собственной деятельностью человека. Она дает представление о его моральном облике: например, материалистические или религиозные у него взгляды; коммунистически убежденный он человек или приспособленец, рвач; увлекается ли наукой, техникой, политикой, театром, музыкой, спортом и т. д.; стремится ли стать врачом, педагогом, выполнить норму мастера спорта и т. д. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и притягатель-но, какие задачи он перед собой ставит и какие (из тех, которые он должен был бы ставить) не имеет в виду.

Способности — свойства личности, характеризующиеся воз-можностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, нервной системы, тела).. Превращение их в способности зависит от многих социальных условий, и прежде всего от предоставленного обществом и государством права учиться и развивать имеющиеся задатки. Способности говорят о том, что данный человек может и мог бы сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий — легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание этого позволяет понять, кем может стать человек в процессе обучения, воспитания, развития и с какой быстротой будет идти этот процесс.

Темперамент и характер. Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент— биологическое свойство личности, основой его служат врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути: он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих педагогических факторов и собственной деятельности человека. Темперамент не предопределяет характер, а лишь окрашивает отдельные его черты; он должен учитываться при выборе путей воспитания и воздействия. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Иллюстрацией к проявлениям темперамента и характера могут служить следующие примеры. Один ученик, когда надо выполнить рискованные упражнения, выступает смело и решительно, а другой трусит; при выборе между общественным и личным один проявляет коллективизм, а другой — эгоистическую расчетливость; один порывист в движениях, походке, речи, мыслях, чувствах, а другой медлителен. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх