Таким образом, «перенос» скорости метания легкого снаряда на тяжелый (нормальный), видимо, может иметь место только в условиях вариативной методики поочередного толкания разных по весу снарядов.
Методическая реализация рассмотренных явлений может быть представлена в виде определенных комплексов упражнений, в которых скоростно-силовое упражнение взрывного типа следует за силовым упражнением, выполняемым с субмаксимальным напряжением (Ю. В. Верхошанский, 1961, 1963, 1966). Например, для развития силы ног такой комплекс со скоростной направленностью (в плане развития прыгучести) может иметь следующий вид (последовательно выполняется одно из упражнений каждой группы):
1) приседания на одной ноге или двух ногах с партнером на плечах — 6—8 раз, или
приседания с тяжелой штангой (80% от максимума)— 3—6 раз;
2) повторные выпрыгивания вверх из низкого приседа— 6—8 раз, или
броски снизу вверх гири 32 кг — 6—8 раз;
3) легкие ускорения до 100 м, или бег трусцой 200—300 м, или
игра в баскетбол в одну корзину в спокойном темпе, или беговые упражнения;
4) встряхивание мышц и упражнения на расслабление, гибкость и растягивание мышц.
Для развития быстрой взрывной силы целесообразен следующий комплекс:
1) повторные выпрыгивания вверх из низкого приседа с двух ног — 8—10 раз, или
попеременные выпрыгивания на каждой ноге — 6—8 раз, или ,
выпрыгивания с гирей 32 кг как можно выше —
6—8 раз;
2) выпрыгивания вверх с 2—3 шагов с наскока на две ноги, доставая рукой подвешенный предмет,— 8—10 раз, или
повторные выпрыгивания вверх с подтягиванием коленей к груди или разводя ноги вперед-назад — 8—10 раз, или
повторные отталкивания вверх одной ногой поочередно в легком беге — 2—3 серии по 6—8 раз;
3) легкие ускорения, или пробежки трусцой,
4) встряхивание мышц и упражнения на расслабление, гибкость и растяжение.
Систематическое’ применение таких комплексов в тренировке, легкоатлетов-прыгунов обеспечило им высокий уровень развития прыгучести. Используя этот принцип, можно разработать аналогичные комплексы для любого конкретного случая и любой группы мышц.
Следующая проблема системы специальной силовой подготовки связана с рациональной последовательностью и преемственностью средств. Основные ошибки, которые в данном случае совершаются, заключаются в том, что «модное» средство, найденное, как правило, в тренировке спортсмена высокого класса, немедленно принимается на вооружение всеми спортсменами, независимо от их подготовленности, а желание скорее увидеть плоды работы над силой приводит к включению интенсивных средств в тренировку без учета ее этана или периода. Вместе с тем следует строго придерживать
ся определенной последовательности в подборе средств, которая должна исходить из необходимости постепенного повышения силы раздражителя по мере того, как его тренирующее воздействие снижается. Рис. 86 иллюстрирует, как >росла сила рук в жиме лежа при тренировке с легким весом и большим числом повторений и при последовательном переходе на тяжелый вес с малым
числом повторений, изометрические упражнения и метод, который можно назвать l’/г ПМ (подбирается такой вес, который спортсмен в состоянии поднять только один раз и попытаться поднять во второй раз). На графике видно, как прирост силы, обнаруживающий тенденцию к стабилизации, снова интенсивно увеличивается с введением в тренировку более сильного раздражителя (D. Field, 1963).
Последовательность и преемственность средств должны также учитывать особенности структуры физической подготовленности спортсмена и процесс ее формирования. Так, биохимические исследования показывают, что развитие быстроты движений неизбежно проходит через стадию увеличения общей выносливости, даже если в
тренировке используются преимущественно скоростные нагрузки (Н. Н. Яковлев и др., 1958; Н. Н. Яковлев, 1960). Следовательно, развитию быстроты должно предшествовать развитие общей выносливости, хотя скоростная работа может и должна применяться с самого начала. По аналогии можно полагать, что развитию взрыв-
ной силы должно предшествовать развитие абсолютной силы мышц. Однако многие факты говорят и за то, что вначале целесообразно давать работу преимущественно скоростного характера, затем совершенствовать способность к быстрому развитию значительного максимума динамической силы и, наконец,— высокоинтенсивную взрывную работу специального характера. К сожалению, убедительных данных в пользу той или другой точки зрения пока нет и ни одна из них не может считаться твердой. Однако можно привести данные, которые свидетельствуют в пользу последней.