Вероятно, не трудно представить себе, что произойдет если человек вдруг перестанет считаться с законами природы. Скажем, будет сеять хлеб в неположенные сроки, строить дома без учета законов механики и т. д. Примерно то, же происходит и в том случае, если, стремясь к быстрому спортивному взлету учеников, тренер не учитывает законов, обусловливающих процесс становления спортивного мастерства (ПССМ) или просто легкомысленно относится к организации тренировки. Наказание но заставляет себя долго ждать: спортивный результат, к которому стремится ученик, остается недосягаемым.
А существуют ли вообще законы развития, в спорте все выглядит значительно проще и больше тренируешься, тем ближе вершина спортивого мастерства? Видимо, нет. Как и каждый физический процесс, путь к спортивному мастерству определяется пифическими законами, которые нельзя игнорировать.
Может возникнуть и другой вопрос: при чем законы развития ПССМ, когда речь идет всего лишь о силовой подготовке в спорте, т. е. частной стороне тренировочно- процесса? Ответ здесь так же прост. Если мы хотим разговаривать о частном, то не следует терять из виду общего, ибо частное всегда должно исходить из интересов общего. Иными словами, силовая подготовка, одна из сторон процесса спортивной тренировки, учитывать общие законы ПССМ и способствовать их реализации.
Спортивное мастерство находит свое объективное выражение в первую очередь в достижениях атлета, динамику которых удобно рассмотреть как функцию времени. Правда, время в качестве аргумента можно взять только с известными оговорками, ибо время само по себе не является причиной роста спортивного результата. Но поскольку оно отражает объем проделанной тренировочной работы и таким образом косвенно характеризует те условия, которые обусловливают рост спортивного результата, то данное допущение может быть оправдано при анализе рассматриваемого явления в первом приближении. Тем более, что сегодня мы еще не имеем возможности назвать те количественные критерии тренировочной работы, которые можно было бы избрать в качестве аргумента.
Известно, что кривая, отражающая многолетнюю динамику спортивного результата во времени, содержит три участка: восходящий — когда результат неуклонно возрастает, плато — когда он стабилизируется настом или ином уровне, и нисходящий — когда спортивный результат снижается (рис. 1). Для таких случаев функция, описывающая среднюю статистическую тенденцию роста спортивного результата, выражается уравнением вида: У = a-j-ex-f-cx2 (Л. П. Матвеев, 1966). Мы рассмотрим
динамику спортивного результата иначе: ограничим область анализируемых значений функций начальным и максимальным (в среднем статистическом выражении) результатами и выясним характер роста спортивного результата, время достижения его максимума, а также его относительный статистический предел для конкретной группы спортсменов.
Статистический анализ динамики спортивных достижений (5) в ряде видов в зависимости от лет тренировки (t) со всей очевидностью свидетельствует, что скорость прироста спортивного результата в каждый момент пропорциональна разности между максимальным (S max) и текущим (S’) значениями результата, т. е.
Эта функция удовлетворительно аппроксимирует эмпирические данные (рис. 2 и 3) и, следовательно, выражает объективный статистический закон роста спортивного мастерства относительно времени, затраченного на тренировку (в годах). Этот закон, как показали исследования, не меняется ни в зависимости от вида спорта, способностей атлета, его возраста, методики тренировки, ни от исходного результата. Следовательно, закон адекватно отражает объективный характер развития ГТССМ во времени, хотя в каждом конкретном случае относительный предел, темп роста и начальный уровень достижений могут быть иными.
Однако выявление закона роста спортивного Мастерства само по себе еще мало что дает как для теории, так и для практики спортивной тренировки, а также
для решения рассматриваемой в книге проблемы. Это является лишь введением в проблему, изучение которой предполагает анализ тех объективных условий, совокупность которых и обеспечивает рост спортивного мастер
ства. Однако для того, чтобы выбрать правильный путь для решения изучаемого вопроса, необходимо представить проблему в целом и определить в ней место данного вопроса. Иными словами, теоретическое воссоздание структурной целестности ПССМ должно предшествовать углубленному анализу отдельных составляющих его сторон. Поэтому представляется целесообразным обрисовать методологическую позицию, с которой следует рассматривать как динамику ПССМ в целом, так и любую из его сторон, и в частности специальную силовую подготовку.