Наш современник является свидетелем невиданного роста физических возможностей человека, оцениваемых спортивными достижениями и рекордами. Не один раз они уже превышали предсказываемые пределы, и трудно сказать, сколько раз это еще случится.
Жизнь отвергает и пророчества о неизбежной функциональной и морфологической деградации человека с развитием его интеллекта и механизацией труда. Поэтому человек с оптимизмом смотрит в свое будущее. Бурный прогресс науки и социальных преобразований — достаточно очевидное основание для такого оптимизма.
В последние годы быстрыми темпами развивается наука о спорте.
Особая роль в ее достижениях принадлежит биомеханике. Из прикладного раздела динамической анатомии и физиологии движений биомеханика выросла в самостоятельную научную дисциплину. Пережив классический период, когда она ограничивалась решением описательных задач, и перейдя к выявлению причинных начал движения, биомеханика в союзе с физиологией, инструментальной психологией и биокибернетикой заняла ведущее положение в ряду естественнонаучных источников, составляющих основу науки о спорте. И это вполне понятно, потому что движение является основным содержанием спортивной деятельности и именно в реальном движении человека следует искать ответ на вопрос о рацональных средствах и методах тренировки.
Два условия определяют прогресс научной и методической мысли в спорте, который мы наблюдаем в последнее время. Первое — это формирование методологических основ теории спорта, благодаря чему последняя уже не довольствуется только толкованием тех положений, которые формулируются в практике. Наоборот, теория
теперь указывает путь практике, направляет и корректирует ее. Вместе с тем самостоятельные теоретические исследования приобрели в спортивной науке реальную предсказательную силу.
Второе условие, определяющее развитие естественнонаучных основ теории спорта,—овладение ею количественным анализом на базе математического аппарата вероятностно-статистических методов, благодаря чему сложные процессы, которые составляют сущность физического совершенствования человека, получили наконец возможность объективного количественного выражения. В результате мы наблюдаем существенную переоценку ценностей во многих разделах спортивной науки, ибо далеко не все ее положения, сложившиеся на основе логических рассуждений, выдерживают конкуренцию с убедительными и объективными заключениями, вытекающими из итогов математического анализа.
Важнейшим следствием упомянутых условий, обеспечивающих развитие теоретических позиций в области спорта, является наметившийся интерес к законам развития процесса становления спортивного мастерства (ПССМ). То, что такие законы объективно существуют и определяются качественной спецификой механизма приспособления биологической системы к условиям существования, вряд ли вызывает сомнение. Вместе с тем не вызывает сомнения и то, что изучение отдельных сторон тренировочного процесса может быть только тогда плодотворным, когда оно ведется с учетом этих законов. Поэтому неотложная задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы выявить и формализовать законы ПССМ и затем использовать знание их для рационального управления последним.
В качестве одного из направлений в решении этой задачи выступает изучение структуры физической подготовленности спортсмена в связи с особенностями спортивной деятельности. Следует подчеркнуть, что, занимаясь спортом, человек развивает свои физические возможности и совершенствует способность к полноценной реализации их в конкретном спортивном упражнении. Этот процесс сопровождается комплексом определенно взаимосвязанных структурно-функциональных перестроек в организме и качественным изменением его внешних отношений; и то и другое определяет в совокупности уровень спортивного мастерства. Отсюда легко видеть, что структура физической подготовленности, рассматриваемая с учетом динамики процесса становления спортивного мастерства и движущих его сил, является ключом к методической организации тренировочного процесса.
Развивая эту мысль дальше, следует сказать, что такая структура может быть сформирована только под влиянием соответствующей системы средств и методов тренировки при определенной их взаимосвязи. Таким образом, мы подходим к понятию структуры управляющих воздействий и видим в этом необходимые условия рационализации педагогического процесса, направленного на подготовку спортсмена. Иначе говоря, речь идет о реализации принципа оптимального управления ПССМ в том смысле, как это понимается кибернетикой и теорией автоматического регулирования. Однако это отнюдь не означает выхолащивания педагогики из методики спорта и замену ее этаким «кнопочным» управлением. Управление тренировочным процессом было и останется искусством, требующим от педагога большого опыта и мастерства. Но благодаря использований) в практической педагогике идей и принципов, сформулированных упомянутыми пауками, слепая эмпирика в программировании тренировки со временем уступит место точному расчету и объективной оценке при выборе педагогом решения.
Свежая информация фулфилмент москва прайс на сайте.