Главная / Тренинг / Силовая подготовка / ПРИНЦИП «ДИНАМИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ» СРЕДСТВ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАЖНЕНИЮ, В КОТОРОМ СПОРТСМЕН СПЕЦИАЛИЗИРУЕТСЯ

ПРИНЦИП «ДИНАМИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ» СРЕДСТВ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАЖНЕНИЮ, В КОТОРОМ СПОРТСМЕН СПЕЦИАЛИЗИРУЕТСЯ

Оцените статью

Разработка методики специальной силовой подготов­ки связана в первую очередь с выбором средств и мето­дов развития силы мышц.

Любое движение человека всегда конкретно и целена­правленно. Поэтому и сила, проявляемая мышцами для обеспечения этого движения, также конкретна и целена­правленна. Отсюда о силе мышц надо говорить не вооб­ще, а только с учетом решаемой с ее помощью задачи и характера реализующего эту задачу движения. Иными словами, средства и методы силовой тренировки должны быть адекватны режиму работы двигательного аппарата в специализируемом упражнении и способствовать его качественному совершенствованию.

Методологическая сущность этого положения сформу­лирована в так ^называемом принципе динамического (силового) соответствия, включающем в себя ряд теоре­тически и экспериментально обоснованных критериев оценки, которыми следует руководствоваться при выбо­ре средств и методов развития силы мышц примени­тельно к конкретной спортивной деятельности. Такие критерии учитывают биомеханические особенности рабо­ты мышц в спортивных движениях и носят, естественно, обобщающий характер. Причем в зависимости от усло­вий спортивной деятельности одни из них могут иметь большее, другие — меньшее значение для решения задач специальной силовой подготовки. Поэтому тренер и спор­тсмен должны всегда творчески подходить к их реализа­ции. Изложение сущности принципа динамического соответствия следует, видимо, начать с рассмотрения не­которых особенностей в организации системы движений спортсмена, обусловливающей тот или иной режим дея­тельности мышц.

Кинематическая и динамическая структура спортивных упражнений

Первое, наиболее общее представление о силе, дви­жущей тело человека или его звенья, и о характере ра­боты мышц дают наблюдение и анализ системы движений спортсмена, т. е. всего комплекса двигательных действий, объединенных на основе того целесообразного их взаимодействия, которое обеспечивает решение дви­гательной задачи наилучшим образом. Наиболее до­ступный способ для этого — циклографирование движе­ния на основе киносъемки со строго постоянной скоро­стью движения пленки в съемочном аппарате.

imagвes

Киноциклограмма — ряд последовательных поз, изоб­раженных в масштабе времени и пространства,— позво­ляет представить в общем виде (тем полнее, чем опыт­ней глаз тренера) организацию двигательного комплек­са, его кинематическую и динамическую структуру и особенности выполнения отдельных движений.

Кинематическая структура характеризует взаимо­связь движений во времени и пространстве и помогает на основе логического анализа понять смысл взаимодей­ствий отдельных движений, выделить те из них, которым принадлежит основная роль в решении двигательной задачи, и те, которые способствуют ее решению. Отсюда уже не трудно сделать шаг к определению путей совершенствования движении и, в частности, средств и мето­дов развития силы. Естественно, что сведения о движе­нии будут точнее, если иметь его объективные количест­венные характеристики, которые могут быть получены только на основе специальных методов анализа кино- циклограммы.

Анализ киноциклограммы следует начинать с опре­деления линейных и угловых характеристик движений отдельных звеньев тела. Первые характеризуют переме­щение, скажем, сустава, отдельного звена или системы звеньев в пространстве относительно какой-то точки от­счета. Например, если на киноциклограмме (рис. 43) принять за такую точку место отталкивания, то можно проследить амплитуду перемещения тазобедренного сустава опорной ноги или коленного сустава маховой ноги относительно этой точки и представить его направление и траекторию. Однако более полные сведение о работе мышц дают угловые характе­ристики движения в суставе (рис. 44). В них прежде всего видны относительное положе­ние смежных частей тела в на­чале и в конце движения, со­ответствующие им суставные углы, вся угловая амплитуда перемещения звеньев маховой ноги. Расстояние между ее от­дельными положениями (принимая во внимание посто­янство частоты съемки) дает представление о скорости движения.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх