Разработка методики специальной силовой подготовки связана в первую очередь с выбором средств и методов развития силы мышц.
Любое движение человека всегда конкретно и целенаправленно. Поэтому и сила, проявляемая мышцами для обеспечения этого движения, также конкретна и целенаправленна. Отсюда о силе мышц надо говорить не вообще, а только с учетом решаемой с ее помощью задачи и характера реализующего эту задачу движения. Иными словами, средства и методы силовой тренировки должны быть адекватны режиму работы двигательного аппарата в специализируемом упражнении и способствовать его качественному совершенствованию.
Методологическая сущность этого положения сформулирована в так ^называемом принципе динамического (силового) соответствия, включающем в себя ряд теоретически и экспериментально обоснованных критериев оценки, которыми следует руководствоваться при выборе средств и методов развития силы мышц применительно к конкретной спортивной деятельности. Такие критерии учитывают биомеханические особенности работы мышц в спортивных движениях и носят, естественно, обобщающий характер. Причем в зависимости от условий спортивной деятельности одни из них могут иметь большее, другие — меньшее значение для решения задач специальной силовой подготовки. Поэтому тренер и спортсмен должны всегда творчески подходить к их реализации. Изложение сущности принципа динамического соответствия следует, видимо, начать с рассмотрения некоторых особенностей в организации системы движений спортсмена, обусловливающей тот или иной режим деятельности мышц.
Кинематическая и динамическая структура спортивных упражнений
Первое, наиболее общее представление о силе, движущей тело человека или его звенья, и о характере работы мышц дают наблюдение и анализ системы движений спортсмена, т. е. всего комплекса двигательных действий, объединенных на основе того целесообразного их взаимодействия, которое обеспечивает решение двигательной задачи наилучшим образом. Наиболее доступный способ для этого — циклографирование движения на основе киносъемки со строго постоянной скоростью движения пленки в съемочном аппарате.
Киноциклограмма — ряд последовательных поз, изображенных в масштабе времени и пространства,— позволяет представить в общем виде (тем полнее, чем опытней глаз тренера) организацию двигательного комплекса, его кинематическую и динамическую структуру и особенности выполнения отдельных движений.
Кинематическая структура характеризует взаимосвязь движений во времени и пространстве и помогает на основе логического анализа понять смысл взаимодействий отдельных движений, выделить те из них, которым принадлежит основная роль в решении двигательной задачи, и те, которые способствуют ее решению. Отсюда уже не трудно сделать шаг к определению путей совершенствования движении и, в частности, средств и методов развития силы. Естественно, что сведения о движении будут точнее, если иметь его объективные количественные характеристики, которые могут быть получены только на основе специальных методов анализа кино- циклограммы.
Анализ киноциклограммы следует начинать с определения линейных и угловых характеристик движений отдельных звеньев тела. Первые характеризуют перемещение, скажем, сустава, отдельного звена или системы звеньев в пространстве относительно какой-то точки отсчета. Например, если на киноциклограмме (рис. 43) принять за такую точку место отталкивания, то можно проследить амплитуду перемещения тазобедренного сустава опорной ноги или коленного сустава маховой ноги относительно этой точки и представить его направление и траекторию. Однако более полные сведение о работе мышц дают угловые характеристики движения в суставе (рис. 44). В них прежде всего видны относительное положение смежных частей тела в начале и в конце движения, соответствующие им суставные углы, вся угловая амплитуда перемещения звеньев маховой ноги. Расстояние между ее отдельными положениями (принимая во внимание постоянство частоты съемки) дает представление о скорости движения.
http://lprgroup.ru премиум videojet linx.