Широкое обобщение рассмотренных выше положений принадлежит кибернетике — науке, которая изучает общие принципы организации сложных систем и процессы управления в них, абстрагируясь от их материального субстрата. В самом общем определении кибернетика— наука об управлении. Смысл спортивной подготовки как целенаправленного педагогического процесса, включающего комплекс разносторонних воздействий на личность спортсмена, тоже в общем сводится к управлению. Аналогия очевидна, и этим следует воспользоваться, привлекая идеи и принципы кибернетики для конкретизации методологического подхода к изучению законов ПССМ.
Система — основное понятие кибернетики. Система понимается как совокупность элементов (процессов, явлений), которые связаны между собой единством функциональных отношений в пространстве и во времени. Таким образом, система рассматривается не как простая механическая сумма составляющих ее частей, а как целое, обладающее качествами, которых нет у каждой из частей в отдельности. В основе целостности лежит конкретная для данной системы целесообразнологическая связь между элементами, определяющая ее свойства и функциональные возможности. Принцип или способ связи элементов составляет структуру системы. Любая система не может существовать обособленно, в отрыве от окружающей среды. Она представляет собой некоторую часть этой среды, в которой сосредоточены все элементы системы, прямо или косвенно связанные и взаимодействующие между собой и со средой.
Следуя этим положениям, всю совокупность внешнихи внутренних отношений организма спортсмена можно представить как сложную динамическую систему и рассматривать ее с учетом тех обобщений, которые формулирует кибернетика. Сложность такой системы обусловлена множеством подсистем и элементов, ее образующих, а также разнообразием отношений между ними, определяющих функциональную целостность и эффект поведения системы. Динамичность системы подразумевает развитие и изменение ее состояния как влиянием внешних воздействий, так и в результате процессов, происходящих внутри самой системы, на всех уровнях ее организации. Здесь рассматриваются три таких уровня (рис. 4): функциональные системы организма, организм в целом как система и система — среда.
Управление в кибернетическом смысле — это перевод системы из одного (исходного) состояния в ДРУгое, заранее намечаемое. Изменение состояния системы связано с определенным воздействием на нее (см. рис. 4, вход), что обеспечивает то или иное отклонение в поведении системы (см. рис. 4, выход). Управление, наиболее эффективно(с минимальными затратами времени и энергии) к цели, принято называть оптимальным. Таким образом, целенаправленный перевод системы внешних и внутренних отношений организма спортсмена в новое качественное состояние путем воздействия на ее подсистемы и элементы представляет собой сущность ПССМ, или, иными словами, смысл управления тренировочным процессом. Тренирующие воздействия в данном случае направлены как на комплекс внешних взаимодействий организма, так и на составляющие его функциональные системы (см. рис- 4). При этом повышенная двигательная активность усложняет установившиеся в
обыденной жизни внешние и внутренние отношения ортизма, обусловливает большую силу воздействий той лети среды, с которой человек непосредственно взаимодействует.