Важное место в системе управляющих воздействий и тренировке принадлежит средствам специальной силовой подготовки. Они, во-первых, призваны обеспечить формирование такой структуры физической подготовленности спортсмена, которая отвечала бы специфике внешних отношений его организма, и, во-вторых, должны по своему воздействию соответствовать режиму деятельности спортсмена в специализируемом упражнении. Это давно сформулированное утверждение может «оказаться тривиальным, но лишь в том случае, когда но выражается в самом общем виде. Если же в нем содержатся вполне определенные рекомендации и конкретные критерии соответствия тренировочных средств избранному для специализации упражнению, то оно приобретает силу значимого руководящего принципа тренировки, который вытеснит господствующую пока в эмпирику.
Приведенные соображения определили подход ав
тора к рассматриваемой проблеме и логику его изложения.
Таким образом, цель данной монографии заключается в рассмотрении сущности специальной силовой подготовки атлета в свете некоторых объективных закономерностей, обусловливающих качественное совершенствование движений человека и рост спортивного мастерства в целом, а также в обосновании с этих позиций принципиальных положений методики силовой подготовки. Иными словами, речь будет идти не о рецептах развития силы, а об основах методики силовой подготовки, знание которых поможет ищущему тренеру или спортсмену творчески подойти к организации этого важного раздела тренировки — с учетом специфики конкретного вида спорта и присущей спортсмену индивидуальности. Здесь никакие рецепты, даже аргументированные опытом подготовки выдающихся спортсменов, не могут быть полезными, ибо они так же быстро устаревают, как и появляются, и, главное, сковывают творческое мышление.
В книге читатель найдет систематизированное обобщение современных взглядов на проблему силовой подготовки в спорте и связанные с ней частные вопросы, а также некоторый итог многолетних исследований и тренерского опыта автора. Правда, не все положения теории и методики силовой подготовки получили в книге исчерпывающее освещение. Еще много проблем, которые ждут своего решения. Касаясь их, автор ограничивается формулировкой гипотезы и обзором фактов, свидетельствующих в ее пользу. Автор стремился к тому, чтобы из книги извлек пользу как читатель, интересующийся теорией вопроса, так и читатель, которого больше волнует его прикладная сторона.
Профессорам Н. Г. Озолину, В. М. Дьячкову и Д. Д. Донскому, под влиянием которых формировались взгляды и начиналась тренерская и научная деятельность автора, обязан он всем тем полезным и заслуживающим внимания, что читатель найдет в книге. Вместе с тем автор благодарен своим ученикам. Их настойчивое стремление познать смысл применяемых приемов и средств тренировки, вера в тренера и творческий контакт с ним обусловили научные интересы автора и тем самым во многом способствовали появлению этой книги.