В не столь отдаленные времена, когда алет не утруждал себя рассуждениями о тех тонкостях, на которых строится тренировка сегодня, вопрос о силе решался довольно просто: кто поднимет больший груз или на большее число делений отклонит стрелку динамометра, тот и сильнее. Однако со временем опыт и научный эксперимент выявили факты, свидетельствующие о примитивности подобной оценки силы. Это, в свою очередь, и вызвало необходимость специального рассмотрения вопроса о силовой подготовке в спорте и уточнения понятия силы. Итак, что же понимается под силой, о которой пойдет речь дальше?
Понятие «сила» прежде всего физическое. В механике оно выражает меру взаимодействия сил, причину их движения. Поэтому в физическом смысле — как векторная величина — сила понимается в том случае, когда рассматривается количественная сторона взаимодействия человека, скажем, с опорой, снарядом или другим внешним объектом. Иными словами, в данном случае че)рез силу оценивается результат движения, его рабочий эффект.
Если же речь идет об источнике движений человека, то, говоря о силе, имеют в виду способность человека производить работу, и эта способность выступает как причина перемещения тела или его отдельных звеньев. В данном случае речь идет о силе тяги мышц человека, т. е. явлении физиологическом.
Все эти понятия неразрывно связаны между собой. В самом деле, добиваясь путем специальной тренировки большей величины орлы тяги мышц, получают больший рабочий эффект движения и говорят на этом основании о соответствующих качественных сдвигах в физической подготовленности спортсмена. Поэтому сила мышц человека, как способность производить внешнюю работу, займет центральное место в следующих главах. Речь будет идти в основном о силе в ее физиологическом понимании и о педагогических методах ее развития и оценки. В связи с этим следует подчеркнуть, что никакой экстракт многолетнего опыта, ни ссылки на спортивные успехи, ни, наконец, оригинальность мышления не могут обеспечить разумного решения проблемы эффективного развития силы без представления об особенностях анатомии рабочего аппарата человека и условий его работы, без знания общих биомеханических и физиологических законов, лежащих в основе функционального совершенствования организма.