Теперь, если вернуться к формальной модели пространства тренированности, рассмотренной в начале раздела, то темп и тенденцию изменения ее обобщенных составляющих можно выразить графически (рис. 16). Это, конечно, весьма упрощенная схема, не претендующая на количественную строгость отражаемых зависимостей, но_она с достаточной для практических целей
юностью характеризует тенденции в динамике основных сторон физической подготовленности организма, а также подчеркивает роль специальной подготовки в ПССМ. Такая схема может вполне служить ориентиром для многолетнего планирования тренировки, по крайней мере до тех пор, пока более тонкий и богатый математически подход к решению проблемы не даст более точных результатов.
Специальная подготовка, ее роль и место в процессе становления спортивного мастерства
В рассмотренных в предыдущем разделе положениях нетрудно увидеть смысл, который вкладывается ,в такие фундаментальные понятия теории спортивной тренировки, как общая (она иногда отождествляется с разносторонней) и специальная физическая подготовка. Считается, что средства общей физической подготовки обеспечивают гармоничное развитие всех органов и систем организма, т. е. разносторонне совершенствуют его. При этом подчеркивается, что средства общей подготовки должны учитывать двигательную специфику спортивного упражнения (Н. Г. Озолин, 1949; В. М. Дьячков, 1961; Л. П. Матвеев, 1964). Специальная физическая подготовка имеет своей вадачец функциональное совершенствование организма в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются ему двигательной спецификой конкретной спортивной деятельности. Это в принципе получило неоднократное подтверждение в предыдущем изложении. Теперь остается сделать только некоторые дополнения, касающиеся роли и места специальной подготовки в ПССМ.
Исходя из рассмотренной логической модели (см. рис. 16), можно добавить, что первые успехи в спорте достигаются за счет общей физической подготовленности, как следствие расширения границ функциональных возможностей организма. На этом этапе форсирование специальной подготовленности может иметь отрицательные последствия, так как приведет к резкому несоответствию в темпах совершенствования тех или иных двигательных способностей.
Однако по мере роста спортивного мастерства, когда достижения атлета все больше зависят от способности подчинять интересам решаемой двигательной задачи специфические условия внешних (и внутренних) взаимодействий его организма, возрастает и роль специальной подготовки. На высших этапах мастерства она становится определяющим фактором прогресса спортивных достижений. Здесь средства специальной [подготовки, направленно воздействуя «а-ту или иную сторону функциональных возможностей спортсмена, способствуют росту рабочей гипертрофии организма, повышению уровня его специальной работоспособности.
Таким образом, два фундаментальных факта обусловливают преимущественную роль средств специальной подготовки на высших этапах ПССМ:
1) потеря информационной ценности средств общей (или разносторонней) подготовки, т. е. снижение их тренирующего эффекта.в связи с высоким уровнем специфической работоспособности организма;
2) уменьшение «переноса» тренированности по мере функциональной специализации организма, когда неадекватные средства любой, даже самой высокой интенсивности уже не дают количественных прибавок к достигнутому уровню специальной работоспособности.
Рассмотренные соображения создают уверенность в правомерности выделения трех видов физической подготовки: разносторонней, общей и .специальной.
Разносторонняя (атлетическая) подготовка должна решать задачи гармонического развития человека без выделения и доведения до высокого уровня совершенства какой-тЬ одной из двигательных способностей. Разносторонняя подготовка должна стать ведущим направлением в группах здоровья и в физической культуре в целом. Она должна предшествовать спортивной специализации, но затем уступить место общей и специальной подготовке. Не следует, однако, доводить до крайности это положение. Если, скажем, прыгун в высоту может показать хороший результат в барьерном беге, то такую разносторонность следует приветствовать. Если в конце цикла интенсивной специальной тренировки он в течение часа будет (плавать в бассейне или ходить на лыжах (без стремления добиться высокого результата), это только поможет организму восстановить работоспособность к следующему тренировочному циклу.