Главная / Тренинг / Силовая подготовка / Тенденции в динамике основных сторон физической подготовленности организма

Тенденции в динамике основных сторон физической подготовленности организма

Оцените статью

Теперь, если вернуться к формальной модели про­странства тренированности, рассмотренной в начале раздела, то темп и тенденцию изменения ее обобщенных составляющих можно выразить графически (рис. 16). Это, конечно, весьма упрощенная схема, не претендую­щая на количественную строгость отражаемых зависи­мостей, но_она с достаточной для практических целей

юностью характеризует тенденции в динамике основных сторон физической подготовленности организма, а также подчеркивает роль специальной подготовки в ПССМ. Такая схема может вполне служить ориентиром для мно­голетнего планирования тренировки, по крайней мере до тех пор, пока более тонкий и богатый математически подход к решению проблемы не даст более точных ре­зультатов.

Специальная подготовка, ее роль и место в процессе становления спортивного мастерства

В рассмотренных в предыдущем разделе положениях нетрудно увидеть смысл, который вкладывается ,в такие фундаментальные понятия теории спортивной трениров­ки, как общая (она иногда отождествляется с разносто­ронней) и специальная физическая подготовка. Считает­ся, что средства общей физической подготовки обеспечи­вают гармоничное развитие всех органов и систем орга­низма, т. е. разносторонне совершенствуют его. При этом подчеркивается, что средства общей подготовки должны учитывать двигательную специфику спортивного упраж­нения (Н. Г. Озолин, 1949; В. М. Дьячков, 1961; Л. П. Матвеев, 1964). Специальная физическая подго­товка имеет своей вадачец функциональное совершенст­вование организма в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются ему двигательной спецификой конкретной спортивной деятельности. Это в принципе получило неоднократное подтверждение в предыдущем изложении. Теперь остается сделать только некоторые дополнения, касающиеся роли и места специальной под­готовки в ПССМ.

x_37cf3bbf

Исходя из рассмотренной логической модели (см. рис. 16), можно добавить, что первые успехи в спорте достигаются за счет общей физической подготовленно­сти, как следствие расширения границ функциональных возможностей организма. На этом этапе форсирование специальной подготовленности может иметь отрицатель­ные последствия, так как приведет к резкому несоответ­ствию в темпах совершенствования тех или иных двига­тельных способностей.

Однако по мере роста спортивного мастерства, когда достижения атлета все больше зависят от способности подчинять интересам решаемой двигательной задачи специфические условия внешних (и внутренних) взаимо­действий его организма, возрастает и роль специальной подготовки. На высших этапах мастерства она становит­ся определяющим фактором прогресса спортивных дос­тижений. Здесь средства специальной [подготовки, на­правленно воздействуя «а-ту или иную сторону функ­циональных возможностей спортсмена, способствуют росту рабочей гипертрофии организма, повышению уров­ня его специальной работоспособности.

Таким образом, два фундаментальных факта обус­ловливают преимущественную роль средств специальной подготовки на высших этапах ПССМ:

1) потеря информационной ценности средств общей (или разносторонней) подготовки, т. е. снижение их тренирующего эффекта.в связи с высоким уровнем спе­цифической работоспособности организма;

2) уменьшение «переноса» тренированности по мере функциональной специализации организма, когда не­адекватные средства любой, даже самой высокой интен­сивности уже не дают количественных прибавок к дос­тигнутому уровню специальной работоспособности.

Рассмотренные соображения создают уверенность в правомерности выделения трех видов физической подго­товки: разносторонней, общей и .специальной.

Разносторонняя (атлетическая) подготовка должна решать задачи гармонического развития человека без выделения и доведения до высокого уровня совершенст­ва какой-тЬ одной из двигательных способностей. Разно­сторонняя подготовка должна стать ведущим направле­нием в группах здоровья и в физической культуре в це­лом. Она должна предшествовать спортивной специали­зации, но затем уступить место общей и специальной подготовке. Не следует, однако, доводить до крайности это положение. Если, скажем, прыгун в высоту может показать хороший результат в барьерном беге, то такую разносторонность следует приветствовать. Если в конце цикла интенсивной специальной тренировки он в течение часа будет (плавать в бассейне или ходить на лыжах (без стремления добиться высокого результата), это только поможет организму восстановить работоспособность к следующему тренировочному циклу.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх