Квалифицированный инструктаж может обеспечить максимальное использование силовых возможностей за счет рационального перераспределения мышечных усилий. Так, гребцов информировали о зарегистрированных величинах усилий, развиваемых суммарным действием всех мышц, имитирующим начало, середину и конец гребка. Затем им предлагали произвести в этих положениях повторные усилия, мобилизуя по преимуществу силу указываемых групп мышц. В результате кратковременного эксперимента с такого рода информацией всё испытуемые увеличили силовые показатели (табл. 6) в фазах гребка (В. С. Егоров, 1966).
Приведенные примеры свидетельствуют об эффективности инструктажа, если он исходит из правильного представления о динамической структуре движения, и вместе с тем говорят о необходимости учета квалификации спортсмена. По мере роста квалификации эффект инструктажа (в том плане, о котором идет речь) уменьшается, так как мастеру в большей мере свойственно умение мобилизовывать свои возможности. Инструктаж всегда должен формировать предельно четкую двигательную установку в соответствии со смысловой структурой движения. Здесь следует выделить два типа инструктивных указаний, различающихся по своей смысловой направленности: эвристический и конкретный. Первый содержит в себе установку на то, что нужно сделать, второй — как сделать. Иными словами, эвристический инструктаж уточняет смысловую структуру движения. В этом случае спортсмену предоставляется ‘возможность самому найти наиболее выгодные для себя детали действия, ориентируясь на соответствие достигаемого эффекта с полученной инструкцией. Второй тип инструкции акцентирует внимание исполнителя на желательном (с точки зрения педагога) способе выполнения конкретных деталей действия. Сочетание этих типов инструкций опытным тренером неизменно повышает эффект выполнения силовых упражнений.
Н аконец, величина проявляемой человеком силы в значительной мере определяется его эмоциональным состоянием. Во время сильного эмоционального подъема человек может совершать такие мышечные усилия, на которые в обычном состоянии он не способен. Сильные положительные эмрции могут мгновенно увеличить энергию мышечного сокращения в 4 раза (М. И. Виноградов, 1966). Наблюдения в спортивной практике показали, что деятельность’в группе приносит большие результаты, чем в одиночку (Н. Gurnee, 1937; Th. Abel, 1938; N. Weyner, D. Zeaman, 1956; J. Beasley, 1958; B. Cratty, 1965). Присутствие зрителей повышает эффект двигательного действия (N. «Triplett, 1897—1898; G. Gates, 1924; R. Lazaru^ а. о., 1952;, В. Cratty, R. Hutten, 1964), причем, как правило, неспортсмены демонстрируют значительно более высокий уровень достижений, чем спортсмены (R. Singer, 1965). Таким образом, умелое руководство тренировкой, учет индивидуальных особенностей занимающихся, создание определенного эмоционального фона сделают работу над развитием силы более продуктивной.