Издавна в психологии, педагогике, теории и методике физического воспитания, в методике спортивной тренировки навыки рассматриваются как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, т. е. такие, которые не осознаются.
В настоящее время многими исследователями доказано, что произвольные двигательные действия, становясь навыками, не превращаются в бессознательные, а по-иному осознаются (А. Ц. Пуни). Механизм автоматизации при этом, конечно, сохраняется, однако не исключает возможности осознания действий.
В свете современных представлений, навыками называются действия заученные, т. е. такие, которыми человек сознательно овладел и закрепил технику их выполнения путем специального изучения.
Техника каждого заученного действия хранится в виде программы в долговременной памяти человека. Чем богаче его двигательный опыт, чем выше двигательная, в частности спортивная, квалификация, чем больше программ зафиксировано в «кладовой» памяти, тем они совершеннее, тем легче они могут быть извлечены из памяти в нужный момент. И тем с большим совершенством может осуществляться сознательная регуляция движений в заученных действиях, а заученных действий— в двигательной деятельности, тем продуктивнее становится сама деятельность.