Главная / Тренинг / Tехника выполнения упражнений / Обучение технике физических упражнений и развитие физических качеств — единый процесс

Обучение технике физических упражнений и развитие физических качеств — единый процесс

Оцените статью

В физическом воспитании и спорте обучение технике физических упражнений направлено и на развитие физических (двигательных) качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Это имеет определенные биологические основания. Но существуют и основания психологические.

Таким основанием является прежде всего единство формы и содержания техники выполнения любого двигательного действия. Под формой подразумеваются рациональные способы выполнения упражнения (например, прыжка в высоту с разбега), под содержанием — качества, которые для этого необходимы (в данном случае физические). Таким образом, педагогически организованные сознательное овладение техникой физических упражнений и развитие физических качеств являются единым процессом. Это подтверждено многими исследованиями и может быть выражено следующим образом: сознательно овладевая техникой, например, бега, человек в то же время развивает необходимые для конкретного вида бега физические качества, а развивая качества совершенствует технику бега.

Другим основанием служит взаимосвязанность физических качеств. Это значит, что выполнение любого двигательного действия требует проявления не какого-то одного качества, а некоторой совокупности физических качеств. Самый короткий спринтерский бег, например, требует сочетания быстроты и силы. Более длительный бег, например на 400 м,— не только быстроты и силы, но еще и скоростной выносливости. В спортивной гимнастике сила, быстрота, выносливость сочетаются с гибкостью, а в футболе и хоккее еще и с ловкостью.

В любой совокупности взаимосвязанных качеств всегда выделяются ведущие. Это отражено даже в классификации видов спорта и физических упражнений: одни из них относятся к скоростным, другие — к силовым, третьи — к скоростно-силовым, четвертые — «на выносливость» и т. д.

Еще одним основанием является общее и специализиро-ванное развитие качеств . Оно осуществляется в процессе общей и специальной подготовки представителей каждого вида спорта, а также в процессе обучения технике спортивных упражнений. Общее развитие физических качеств — это разностороннее их развитие, специализированное же характеризуется различиями по форме, степени и направленности проявления и развития их в конкретных видах спорта и физических упражнений. Например, быстрота развивается в спринтерском легкоатлетическом беге, беге на коньках, фехтовании, боксе и др., но в различной форме. Быстрота развивается также в легкоатлетическом беге на средние и длинные дистанции, в беге на коньках на 1500, 3000, 5000, 10 000 м, в плавании на 800 и 1500 м, но не в такой степени, как на спринтерских дистанциях бега и плавания.

Выносливость развивается в беге, лыжных гонках, плавании на длинные дистанции и сверхдлинные дистанции, но имеет иную направленность по сравнению с выносливостью в спортивной гимнастике или гребле.

Ловкость развивается в футболе, хоккее, баскетболе, других спортивных играх, в слаломе, скоростном спуске на лыжах, в борьбе, но в различных формах и с различной направленностью.

Сила развивается в гимнастике, тяжелой атлетике, борьбе, гребле, но различно по форме, степени, направленности, я также похарактеру развиваемых усилий.

Особенно важным психологическим основанием является развитие способности к сознательной саморегуляции движений и двигательных действий. Развитие данной способности следует считать необходимой составной частью обучения технике физических упражнений и совершенствования их (овладения до степени навыков и умений).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх