Самосознание личности

Оцените статью

Самосознание личности. Это способность человека выделить себя из окружающей среды, определить к ней то или иное отношение и, что особенно важно, отношение к самому себе, способность, которая создает возможность для сознательной само регуляции собственного поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий и др. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения и поведения, и действий, и поступков, и мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности.

Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности, формирования сознания.

Маленький ребенок не имеет представления о собственном «Я». Поэтому он находится во власти внешних влияний и сил: родителей, воспитателей, других детей и т. п. По мере формирования «Я» он начинает выделять себя из окружающего мира и уже может противостоять его воздействиям. Дальнейшее развитие приводит к тому, что человек научается быть хозяином самого себя.

Направленность личности, способности, темперамент, характер, самосознание тесно связаны между собой и образуют единство биологического и социального, в котором ведущую роль играют социальные составляющие.

Реакционные буржуазные ученые не признают этого единства. Они ошибочно противопоставляют природное общественному. В результате рождаются теории, в которых человек рассматривается либо как только природное J[это биогенные направления), либо как только общественное существо (это социальные направления). Представители биогенных направлений считают, что человеческая природа не поддается изменению и по наследству передается не только умственная одаренность (особенности восприятия, мышления), но и нравственные качества (принципиальность, честность, доброта и др.). Биологизаторский подход служит антинаучной ба-зой для реакционных теорий о высших и низших расах, для объяснения таких отрицательных общественных явлений, как расовые конфликты, кризисы, войны, которые якобы порождаются животной природой человека и свойственной ей агрессивностью. Агрессивностью же буржуазные теоретики пытаются объяснить и возникновение спорта.

Представители социальных направлений утверждают, что особенности человека всецело определяются общественной средой, что он начисто лишен всего биологического, природного. Так, способности и даже гениальность они рассматривают как приобретенное свойство. Складывается впечатление, что социологизаторская теория не устанавливает границ человеческой личности и утверждает беспредельность ее развития. Однако ложное понимание самой среды как неизменной и человека как пассивного существа обусловливают реакционность этой теории. Следствием является при-нижение буржуазными идеологами психических возможностей детей рабочих.

Односторонность биологизаторских и социологизаторских теорий преодолевается в философии исторического материализма. Советская психология, раскрывая законы формирования личности под влиянием социальных условий, учитывает и ее биологические особенности.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх