Главная / Здоровье / Физиология / Деятельность и психическое развитие личности. Периодизация детского и юношеского возраста

Деятельность и психическое развитие личности. Периодизация детского и юношеского возраста

Оцените статью

Человек на протяжении жизни включается в самые разнообразные виды деятельности. Но с точки зрения влияния их на его развитие в каждом возрасте есть деятельность доминирующая. В психологии она называется «ведущей». Это деятельность, в процессе которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой, ступени его развития.

Для взрослого человека ведущей деятельностью является труд. Особая роль ведущей деятельности заключается в том, что именно в ней формируются свойства и особенности психики, которых либо совсем не было на предшествующих этапах развития, либо они были очень слабо выражены.

Это можно проследить на примере развития внимания у детей. У дошкольника оно характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью. В школе же сама учебная деятельность ставит ребенка в такие условия, что он должен сосредоточиваться не на том, что нравится, а на том, что нужно в данный момент (на объяснении учителя, ответе другого ученика, письменном задании и т. п.). Так в процессе учебной деятельности постепенно развивается и совершенствуется произвольное внимание, которое становится все более устойчивым и затем превращается в психическое свойство человека — внимательность.

Развитие не ограничивается совершенствованием лишь психических процессов. В деятельности, общении и взаимодействии с окружающими людьми человек формируется как личность: развиваются его разнообразные способности, черты характера, потребности, интересы, убеждения и т. п. Так, в условиях социалистического строя развиваются такие типичные черты характера советского человека, как идейность, коллективизм, патриотизм, честность, трудолюбие и др.

Большими возможностями для формирования личности обладает физкультурная и спортивная деятельность. Как показало многолетнее исследование, проведенное большой группой белорусских социологов, именно указанные черты личности в сочетании с ярко выраженными способностями к «своему» виду сорта являются типичными для советских спортсменов — олимпийцев, защищавших честь нашей страны на всех олимпиадах начиная с 1952 г.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх