Главная / Здоровье / Физиология / Лидерские тенденции личности

Лидерские тенденции личности

Оцените статью

Понятие лидера. Не только группа влияет на личность, но и личность — на группу. Это обнаруживается в официальном руководстве и неофициальном лидерстве.

Лидер оказывает влияние на членов группы, ведет их за собой, проявляет инициативу и берет лидерство на себя. Лидером можег быть только человек, который этого хочет. Например, в составе секции бокса одной ДЮСШ признанным авторитетом среди сверстников пользуется ученик 8-го класса Петров. Он техничен, подвижен, искусно маневрирует на ринге, обладает сильным ударом слева. К его замечаниям прислушиваются остальные подростки, выясняют его мнение по вопросам спортивной техники, тактики, стремятся быть его спарринг-партнерами, охотно проводят с ним свободное время, подражают ему в манере поведения. По поручению тренера Петров легко может собрать ребят на субботник, в загородную поездку, обеспечить выпуск стенгазеты и т. д. На вопрос «что нравится в Петрове?» ребята отвечают: «общительность», «веселый нрав», «спокойствие», «справедливость», «храбрость». Сам Петров дорожит своим престижем и влиянием на ребят. Он — истинный лидер в группе.

Типы лидеров. Различают (условно) лидеров деловых и эмоциональных. Деловые лидеры — это те, чье влияние обнаруживается в профессиональной сфере, при решении производственных, учебных, спортивных задач (например, рационализатор, внедряющий новую технику, лучший ученик по математике, разыгрывающий игрок в гандболе).

Эмоциональные лидеры — это организаторы досуга и доверительного общения, создатели хорошего настроения в группе (весельчаки и заводилы, задушевные собеседники, доброжелательные советчики). Возможны случаи, когда один человек является и деловым и эмоциональным лидером.

Как деловые, так и эмоциональные лидеры могут быть негативными. Они оказывают отрицательное влияние на других членов группы, могут противопоставлять себя, скажем, в спортивных командах официальным руководителям (тренеру, старосте, капитану). Вокруг негативных лидеров возможно создание группировок. Если есть в группе такой лидер, необходимы активизация воспитательной работы и продуманные воздействия с целью нейтрализации его вредного влияния.

Природа лидерского поведения. Природа лидерского поведения личности советскими и буржуазными психологами объясняется различно. Буржуазные теоретики утверждают, что лидер должен обладать определенным набором врожденных качеств. Это значит, что лидером надо родиться, что от природы ему присущи такие качества, которые делают его ведущим членом группы.

Советские психологи считают, что роль лидера предъявляет высокие требования к качествам личности. Так, деловые лидеры должны обязательно хорошо знать профессию, обладать волевыми чертами, организованностью, самодисциплиной. Однако лидерские качества не являются врожденными, а формируются в ходе деятельности. Самоуправление, складывающееся в групповой работе учащихся на уроках, деятельность в пионерской, комсомольской, профсоюзной, партийной организациях являются весьма полезными для формирования лидерских качеств личности. В условиях социалистического общества лидерские тенденции развиваются не только в профессионально-административной службе, но и в при- влечении к управлению широкими массами трудящихся.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх