Главная / Здоровье / Физиология / Новообразования в психике младшего школьника

Новообразования в психике младшего школьника

Оцените статью

Основными психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов и поведения; внутреннее (про себя) планированние своих действий; рефлексия. Они формируются прежде всего в процессе ведущей деятельности— учения. Существенную роль в их развитии играют и другие виды деятельности, в том числе занятия физической культурой и спортом.

Произвольность психических процессов (вос-приятия, внимания, памяти, мышления) и поведения характеризуется умением самостоятельно ставить цели действий, находить доступные средства их достижения, преодолевать возникающие препятствия.

С произвольностью психических процессов тесно связано внутреннее планирование действий, понимаемое как способность действовать в уме. Если у детей дошкольного возраста мышление осуществлялось главным образом в процессе манипуляций с предметами, в предметных действиях, то у младших школьников уже формируются умения действовать во внутреннем плане, т. е. умственные действия. Они оперируют уже не материальными предметами, а представлениями, понятиями о них. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отражающих постепенный «перевод» в него внешних действий и операций.

В младшем школьном возрасте у ребенка пробуждается активный интерес к своему внутреннему миру, собственным мыслям, переживаниям. Обращенность сознания человека на самого себя с целью познания своего внутреннего мира, своих психических состояний и свойств называется рефлексией. Она выражается в способности наблюдать за самим собой, анализировать, оценивать собственные действия, мысли и переживания, соотнося их с планом и условиями деятельности, поведения других людей и т. п. Рефлексия — необходимое условие самосовершенствования личности путем самовоспитания.

Огромную роль в формировании всех новых элементов психики младшего школьника играют направляющие воздействия педагога, соответствующая организация всего учебно-воспитательного процесса.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх