Главная / Здоровье / Физиология / Понятие о психическом развитии личности

Понятие о психическом развитии личности

Понятие о психическом развитии личности
3, 2 голос.

Возрастная психология изучает особенности проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды.

Существуют две основные точки зрения на психическое развитие личности. Согласно одной из них, психическое развитие следует понимать как простое количественное изменение. У ребенка по мере взросления будто бы не появляется новых психических свойств, не происходит качественных изменений восприятия, памяти, мышления, а просто чего-то становится больше, чего-то меньше. Получается, что в психическом развитии маленький человек превращается во взрослого только за счет того, что у него увеличивается объем памяти, повышается сосредоточенность внимания, сокращается время решения мыслительных задач и т. п. Такое упрощенное понимание развития ведет к ложному умозаключению: ребенок есть маленький взрослый. Этой точки зрения придерживаются многие буржуазные психологи.

Иная точка зрения у советских и прогрессивных зарубежных психологов. Она заключается в понимании психического развития прежде всего как процесса качественных изменений, которые подготавливаются количественными накоплениями, всем опытом психической жизни растущего человека. Это можно проследить на примере формирования речи ребенка. Наиболее интенсивно овладение речью идет на 2-м и 3-м годах жизни. До полутора лет ребенок усваивает в среднем от 30 до 100 слов, к концу 2-го года употребляет до 300, а к концу 3-го — до 1500 слов. Накопление словарного запаса, опыт использования слов в общениц приводят к качественным изменениям речи: от однословных предложений ребенок в 2—3 года переходит к двух- трехсловным, овладевает падежными окончаниями. Это позволяет ему связно и вполне понятно для окружающих выражать свои представления о мире, формулировать мысли, желания, вопросы и просьбы, общаться с другими детьми. Овладение речью составляет основу дальнейшего психического развития ребенка, формирования его личности.

Качественные изменения психики являются результатом разрешения разнообразных противоречий, постоянно возникающих в жизни и деятельности ребенка. Чаще всего это противоречия между новыми потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, между требованиями, предъявляемыми условиями жизни и деятельности, и уровнем психического развития. Так, движущей ‘силой развития речи выступает противоречие между растущими потребностями познания мира, общения со взрослыми и ограниченными возможностями их удовлетворения лишь с помощью жестов, мимики или отдельных слов. Словами-предложениями (например, «дай!» в сочетании с указанием на игрушку означает «мама, дай мне куклу!» и т. д.) ребенку не обойтись, чтобы выразить все, в чем у него есть потребность. Эта потребность и стимулирует качественные изменения его речи, расширяющие возможности общения и познания окружающей действительности,— приводит к ее развитию.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх