Главная / Здоровье / Физиология / Психологические основы педагогического такта

Психологические основы педагогического такта

Психологические основы педагогического такта
5, 1 голос.

Педагогический такт — одна из существенных характеристик мастерства педагогов. Он выражается в их высокоморальном отношении к учащимся и спортсменам, в педагогически целесообразном воспитательном воздействии на них и проявляется в действиях и поступках преподавателя физической культуры и тренера в процессе учебно-воспитательной работы на уроках, учебно-тренировочных занятиях, на тренировочных сборах, соревнованиях и т. д.

Педагогический такт реализуется средствами, методами и приемами, с помощью которых осуществляется воспитательное воздействие. «При этом общий тон и стиль общения учителями с учащимися характеризуется доброжелательностью, уравновешенностью, уважением к личности школьника, требовательностью и доверием к нему, естественностью, искренностью, правдивостью отношений и педагогически оправданной выразительностью общения» .

Психологическую основу педагогического такта составляет некоторая совокупность психических процессов, состояний и свойств личности преподавателя, тренера, и прежде всего наблюдательность и внимательность.

Наблюдательность — важный «инструмент» познания индивидуальных особенностей личности учащихся и спортсменов, их внутреннего мира: интересов, мотивов, способностей, стремлений и др.

Внимательность — это умение понять психическое состояние своих учеников, проявить к ним отзывчивость, заботливость, «снять» неблагоприятные переживания.

Теснейшим образом с наблюдательностью и внимательностью связано мышление и творческое воображение. Мало того, что без мышления и воображения невозможны ни наблюдательность, ни внимательность — они играют ведущую роль в проектировании личности и ее поведения, в проектировании необходимых, тактически оправданных педагогических воздействий.

В проявления педагогического такта включены все волевые свойства личности преподавателя физической культуры и тренера. Особенно выразительно они обнаруживаются в трудных и конфликтных ситуациях (например, такие, как уравновешенность, целеустремленность, выдержка, самообладание).

Особенно значима в педагогическом такте роль нравственных чувств: коллективизма, уважения к достоинству личности, отзывчивости и доброты, стремления прийти на помощь, дружелюбности (без панибратства) и др.

Важнейшее место в психологических основах педагогического такта занимает речь. Прежде всего это касается верности педагога своему слову, единства слова и дела. Значимы также литературные достоинства речи: ясность, точность, доступность для понимания, логичность, а также эмоциональная выразительность и воздейственность речи.

В деятельности некоторых педагогов нередко встречаются нарушения педагогического такта. Наиболее распространенные относятся к общению с учениками. Это прежде всего:

1)     многословие, чрезмерное обилие замечаний на уроках, тренировочных занятиях и соревнованиях;

2)     излишняя строгость обращения, и даже грубость в словах и тоне;

3)     сухость, чрезмерная лаконичность речи, невнимательность к переживаниям учеников;

4)     шаблонность педагогических воздействий и выражений;

5)     захваливание, частое подчеркивание достоинств и успехов отдельных учеников или, наоборот, недостатков;

6)     расхождение слова с делом;

7)     использование жаргонных терминов и выражений, особенно широко распространенных в спортивной практике (например, «мандраж» вместо «стартовая лихорадка»).

Воспитание педагогического такта, самосовершенствование пре-подавателя физической культуры и тренера в этом отношении — важная сторона повышения педагогического мастерства.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх