Главная / Здоровье / Физиология / «Чувство взрослости» — общее новообразование

«Чувство взрослости» — общее новообразование

Оцените статью

В начале подросткового периода дети еще много играют, шалят, очень непосредственны, легко поддаются влиянию. Однако за такой внешней картиной детскости скрываются процессы становления нового.

Появление «чувства взрослости» связано с качественными изменениями, происходящими в развитии самосознания ребенка под влиянием его взаимодействия с окружающей средой и людьми, а также участия в разнообразных видах общественно .полезной деятельности.

«Чувство взрослости» выражается в активном стремлении быть и считаться взрослым. Как уже говорилось, у подростка, особенно в 13—15 лет, есть довольно веские объективные основания для этого: половое созревание, изменения в физическом развитии, участие в общественно полезном труде, выполнение ответственных обязанностей (шефская работа, помощь по дому и др.), широкий круг знаний и успехов в каком-либо деле — технике, искусстве, спорте, признание достижений и оценка их взрослыми.

«Чувство взрослости» является главной особенностью личности подростка, так как выражает его новую социальную позицию: быстрее войти полноправным членом в мир взрослых, перейти от детской «морали послушания» ко взрослой «морали равенства». Этот переход характеризуется активным стремлением подростка отмежеваться от всего детского, заявить в полный голое права на самостоятельность и уважение своей личности. Именно с этим связано характерное для подростка обостренное чувство собственного достоинства.

Заслуженный тренер СССР по спортивной гимнастике В. С. Растороцкий, воспитавший олимпийских чемпионок JI. Турищеву и Н. Шапошникову, рассказывает о своих ученицах: «Наташа — не Люда, она совсем другая. Люда меня всегда слушалась, а этой я говорю: «Иди на бревно», а она стоит. И я сам ухожу из зала. А потом спрашиваю: «Ты почему не слушалась?» — «А вы мне очень резко сказали…» Понятно, как с ней трудно? Я самого себя должен переделать, потому что она гордая…» В данном случае речь идет о том времени, когда Наташе Шапошниковой было 14 лет. В этом возрасте подобные конфликты во взаимоотношениях подростка и взрослого вообще нередки. Чаще всего они возникают из-за непонимания взрослым тех изменений, которые происходят в личности подростка, или нежелания учитывать их. В приведенном примере вывод тренера о необходимости «себя переделать» вполне правомерен.

Стремление подростка быстрее войти в мир взрослых проявляется в том, что он старается походить на них внешне, приобрести те качества и умения, права и привилегии, которыми обладают взрослые. Специальное изучение данного вопроса показало, что развитие взрослости может идти в различных направлениях, в зависимости от того, какой идеал взрослой жизни выбирает для себя подросток. Во-первых, это может быть подражание внешним проявлениям взрослости (одежда, прическа, употребление косметики, курение, взрослые развлечения и т. п.). Это самый легкий путь, который, однако, не ускоряет наступления истинной взрослости, как думают некоторые  подростки, а, наоборот, замедляет его.

Во-вторых, преобладающим может стать стремление приобрести качества настоящего мужчины или черты подлинной женственности. В таких случаях подростки выбирают в качестве своих идеалов, образцов для подражания литературных героев JI. Толстого, М. Шолохова, К- Симонова, М. Рида, Ф. Купера, А. Дюма, героев революции, войны, труда, известных спортсменов, воплощающих в себе наиболее ценимые подростками качества: мужество, честность, благородство, красоту, верность дружбе и др. В формировании этих черт большую роль играют занятия физкультурой и спортом, помогающие мальчикам в развитии силы, ловкости, мужественности, волевых качеств, а девочкам — в совершенствовании осанки, избавлении от лишнего веса, приобретении умения легко и красиво двигаться.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх