Главная / Здоровье / Физиология / Воображение и деятельность

Воображение и деятельность

Оцените статью

Безграничны возможности проявления творчества в условиях развитого социалистического общества. На производстве, в сельском хозяйстве, в области экономики, культуры — всюду все больший размах приобретает творчество миллионов рационализаторов и изобретателей. Все чаще совершаются научные открытия.

Воображение нужно и школьнику. Чтобы понять, например, историю, нельзя не воспроизвести в воображении места, людей, условия их жизни, описываемые события прошлого. Воображение имеет значение и в формировании моральной воспитанности школьников. Ведь именно в воображении ими создается идеальный образ героя для подражания — Павла Корчагина и Юрия Гагарина, знатных людей нашей страны — Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза.

Воображение, творчество пронизывают и всю деятельность педагога, в частности специалиста в области физического воспитания и спорта. Не случайно в психологической структуре деятельности учителя физической культуры и особенно тренера по спорту ведущее место занимают конструктивные и проектировочные умения.

Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают больший эффект, если основой их служит творческое начало.

В проектировочных умениях творческое начало выражено еще ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих учеников (видеть, каким каждый из них должен стать, скажем, к концу учебного года) и соответственно этому строить педагогический процесс. Только в этом случае обучение и воспитание становятся факторами, направляющими всестороннее духовное и физическое развитие школьников.

Все сказанное относится как к обязательным урокам, так и к внеурочным занятиям в спортивных секциях, а также к массовой физкультурно-спортивной работе.

Особенно велико значение воображения в деятельности тренеров ДЮСШ, школ олимпийского резерва, сборных команд по видам спорта. Но здесь в творческом процессе активно участвуют уже не только тренеры, но н сами спортсмены. Благодаря творческому союзу тренера и хореографа, их неистощимой фантазии, благодаря индивидуальному творчеству и мастерству фигуристов рождается подлинное новаторство в создании произвольных программ и показательных выступлений наших прославленных маете ров. Достаточно вспомнить «Калинку» И. Родниной и А. Зайцева, знаменитое танго «Кумпарсита» Л. Пахомовой и А. Горшкова, «Лезгинку» Н. Линичук и Г. Карпоносова или «Спящего ковбоя» И. Бобрина.

Аналогичным образом создаются произвольные комбинации в спортивной гимнастике. Пример — комбинация вольных упражнений «Цыганочка» в исполнении Л. Петрик. Так же рождаются новые элементы в упражнениях (например, «сальто Корбут» на бревне или «перелет Ткачева» на перекладине).

Очень выразительно демонстрирует роль воображения в творчестве создание заслуженным тренером СССР В. И. Алексеевым (новой техники толкания ядра специально для А. Барышникова. Новое заключалось в том, что разбег перед толчком выполнялся как в метании диска, с вращением. Здесь явно был использован прием агглютинации. Однако это было не внешнее «склеивание» вращательных движений с отталкиванием, а их органический синтез на основе биомеханического анализа движения и учета индивидуальных особенностей спортсмена. А. Барышников, толкая ядро этим способом, установил в 1976 г. в Париже новый мировой рекорд— 22 м.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх