Главная / Здоровье / Физиология / Воспитание конкретных волевых качеств

Воспитание конкретных волевых качеств

Оцените статью

В результате овладения приемами саморегуляции в процессе принятия и исполнения решений, а также развития на этой основе соответствующих качеств умственной деятельности и моральных чувств формируются различные умения преодолевать препятствия. Овладение этими умениями составляет особенности воспитания конкретных волевых качеств.

Воспитание целеустремленности включает формирование умения ставить ясные цели и задачи спортивного совершенствования, планировать спортивную деятельность, подчинять свои действия, мысли и чувства достижению намеченных целей. При этом тренер должен заботиться о том, чтобы система целей, задач и планов была принята спортсменом как своя собственная и желанная, чтобы она приобрела побудительную силу и стала источником его активности. Надо добиваться того, чтобы личные побуждения спортсмена совпадали с общественными задачами, чтобы его стремление к высокому спортивному мастерству основывалось на патриотизме, моральных качествах, желании добиться успеха ради престижа своей команды, спортивного клуба, города и т. д.

Воспитание решительности и смелости предполагает формирование умения своевременно принимать обдуманные решения, особенно в ситуациях, не позволяющих медлить. Такие ситуации могут создаваться как на теоретических занятиях (например, на макете баскетбольной площадки), так и в естественных условиях спортивной деятельности (например, сыграть с мячом двоим против четырех, выполнить гимнастическую комбинацию «с листа», провести тренировочный бой с боксером-левшой и т. п.). В поисках выхода из проблемных ситуаций занимающиеся упражняются в аргументироваии своих решений.

В формировании умения принимать и безотказно выполнять ответственные решения в условиях риска и опасности важное значение имеет простота и логичность объяснений тренера. Такие объяснения создают не только четкий образ предстоящего действия и ясное понятие о нем, но еще и уверенность в возможности успешно его выполнить. Не менее важно обезопасить действия учеников и обеспечить их выполнение сначала в облегченных, затем в обычных и, наконец, в затрудненных условиях.

Для воспитания решительности и смелости в действиях требуется и умение подавлять, ослаблять, преодолевать, а еще лучше предупреждать возникновение колебаний, робости, страха. Для формирования этого умения используются моральные и другие стимулы и иногда даже принуждение по типу «или-или». .Однако главную роль здесь играет воспитание чувства риска путем создания условий опасности при овладении физическими упражнениями и обеспечении успешности их выполнения. Тем самым легче преодолевается нерешительность, робость, даже страх. Такой путь сопровождается переживанием удовольствия. В итоге многократное успешное преодоление опасности может стать даже эмоционально привлекательным.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх