Главная / Здоровье / Физиология / Возникновение и современное состояние психологии физического воспитания и спорта

Возникновение и современное состояние психологии физического воспитания и спорта

Оцените статью

Психологическое изучение влияния физических упражнений на человека, в частности занятий гимнастикой на школьных уроках, началось сравнительно давно. Первые исследования в этом направлении относятся ко второй половине XIX в. Однако психология спорта как специальная отрасль психологической науки возникла и оформилась значительно позднее.

Вначале в литературе появился термин «психология спорта». Ввел его возродитель олимпийских игр Пьер де Кубертен. В своих статьях, публиковавшихся в конце прошлого — начале текущего столетия, он касался самых разнообразных вопросов, начиная с происхождения спорта и кончая психологией спортивного соревнования. По его же инициативе Международным олимпийским комитетом в 1913 г. был организован в швейцарском городе Лозанне 1 Международный научный конгресс по психологии спорта. Но он не оказал существенного влияния на ее развитие. Вопросы психологии спорта продолжали разрабатываться лишь отдельными учеными- психологами (например, Р. В. Шульте в Германии, К. Гриффином в США).

В дореволюционной России не было опубликовано ни одной работы по психологии спорта. Главными причинами такого положения были недостаточная общественная престижность спорта, его слабое развитие, особенно рабочего спорта. Имели значение и невысокие спортивные результаты, в достижении которых так называемый психический фактор не играл той роли, какую он приобрел впоследствии, особенно сейчас, когда исход борьбы, например даже в лыжных гонках, решают сотые доли секунды.

Более интенсивно психология спорта стала развиваться в 20— 30-х годах текущего столетия, но особенно после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и в связи с Олимпийскими играми 1952, 1956 гг. Именно на этих играх рельефно обнаружилось значение психического фактора в борьбе за победу, за олимпийские медали. С этого же времени в особенно быстром темпе стал развиваться спорт, повышаться его престижность во всем мире.

Все это повлекло за собой не только расширение исследований в области физического воспитания и спорта, но и создание научных объединений психологов, работающих в этой области.

В настоящее время созданы Международное общество психологов спорта (ИССП), Европейская ассоциация психологии спорта (ФЕПСАК), организованы национальные общества психологии спорта в социалистических странах, в Японии, Канаде, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии, Североамериканское региональное общество психологии спорта и др. Проводятся международные европейские и национальные конгрессы по психологии физического воспитания и спорта.

Под руководством КПСС начали развиваться массовые физическая культура и спорт. Возникла потребность в подготовке высокообразованных кадров специалистов, в создании научно обоснованной советской системы физического воспитания, в разработке советской системы спортивной тренировки. Были созданы высшие, а затем и средние специальные учебные заведения. Первыми из них были Государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта в Ленинграде и Государственный Центральный институт физической культуры в Москве. В составе институтов были созданы кафедры психологии, укомплектованные специалистами-психологами.

Таким образом, возникли предпосылки для разработки вопросов психологии физического воспитания и спорта. Существовали и тео-ретические предпосылки для ее создания. Они содержались в трудах представителей передовой общественной мысли России —революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и особенно в трудах П. Ф. Лесгафта, И. М.Сеченова, К. Д. Ушинского.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх