Общение в физическом воспитании и спорте имеет специфические черты в силу исторически сложившихся особенностей того или иного вида спортивной деятельности. В видах спорта с непосредственным физическим контактом между спортсменами (в спортивных играх, единоборствах) общение выступает особенно значимым фактором, влияющим на эффективность деятельности. В спортивных играх общение между партнерами направлено на управление совместными действиями и состояниями спортсменов для достижения победы, а между соперниками — на то, чтобы помешать реализации этой цели (конечно, при полном соблюдении спортивной этики). В единоборствах общение выступает в своеобразной форме «безмолвных контактов», в ходе которых воспринимаются действия противника и внешние проявления его состояния с целью выбора и реализации собственных тактических действий. В видах спорта с условным физическим контактом при одновременных, полностью согласованных, или последовательных действиях (в командных гонках гребцов, велосипедистов, эстафетах, синхронных прыжках на батуте) общение возможно, однако его проявление связано с восприятием партнерами друг друга и возникновением подражания, «заражением» групповыми чувствами, волевым настроем.
Для общения в спортивной деятельности и на уроках физической культуры характерно определенное своеобразие средств речевого общения. К ним относятся: приказы, команды, просьбы, советы, инструкции и т. д.
Приказ призван оказывать прямое влияние на волю учащихся. Он основывается на праве преподавателя, тренера распоряжаться и на обязанности занимающихся подчиняться. По форме приказ краток: «Убрать снаряды!». Без каких-либо сопровождающих объяснений он действует сильнее, чем «пожалуйста, уберите снаряды». Интонация приказа повелительна, не допускает сомнений и возражений.
Команда близка к приказу, ибо и она предполагает отношения подчинения. Характерной чертой команды является ее предельная сжатость, ясность и четкость. Команда (например, «Становись!», «Смирно!») подается повелительным тоном, бодро, энергично, уверенно, без колебаний и излишнего возбуждения. За командой следуют привычные действия.
Просьба — обращение очень разнообразное: от подавляющей слабости просящего до элементов требования. Просьба служит интересам просящего, но в педагогической практике она применяется в целях пробудить самостоятельность. Для усиления воздействия просьба сопровождается дополнительными словами, такими, как «пожалуйста», «будьте добры», «прошу вас». Для просьбы характерны напевная интонация, определенные мимика, жесты, поза.
Совет побуждает к планомерным, сознательным, обдуманным поступкам. Он воздействует на волю, чувства и разум ученика. Это одна из основных форм межличностного общения и одно Из эффективных средств воспитывающего влияния. Совет основан на знаниях и исходит из сочувствия другому человеку. Например: «По утрам каждый день делайте физическую зарядку». В то же время совет рассчитан на самостоятельность в поступках тех, кко- му он обращен. Интонацией в нем выделяется то, что надо сделать.
Инструкция — точное, последовательное, по возможности краткое описание того, что и как необходимо практически выполнить (например, как надо обеспечить страховку, ухаживать за спортинвентарем, осуществлять режим тренировки).
В физическом воспитании и спорте наряду с речевыми активно используются и разнообразные неречевые средства (жесты, мимика, их сочетание, контакт глаз и др.). Существуют даже установленные в международном масштабе жесты судей в спортивных играх, «говорящие» о конкретных игровых событиях и решениях судей.
В спортивной деятельности неречевые средства могут даже преобладать над речевыми. Это обусловлено тем, что в ряде видов спорта речевое общение либо запрещено совершенно, либо ограничено.