Теоретической предпосылкой аналитико-синтетического метода выдвигалось предположение о едином физиологическом механизме (условном рефлексе), лежащем в основе той или иной качественной характеристики деятельности мышц. Тренировка приводит к образованию обширного фона временных связей, на базе которых благодаря так называемой «пластичности» нервной системы могут возникать различные сочетания качественных сторон двигательной деятельности в зависимости от направленности тренировочного процесса (Н. А. Крестовников, 1951; Н. В. Зимкин, 1956).
В свете этих представлений, например, способность к выполнению мощного толчка, т. е. прыгучесть, рекомендовалось рассматривать не как самостоятельное качество, а как синтез силы мышц и скорости их сокращения при правильной координации движений в толчке. Поэтому в тренировочном процессе должно происходить не только максимально полное развитие отдельных специальных качеств, но и постоянное приведение их в соответствие между собой, осуществляемое вместе с овладением техникой движения (В. М. Дьячков, 1961).
В соответствии с аналитико-синтетическим методом считалось целесообразным для развития быстроты движений рекомендовать, например, гимнастам и штангистам спринтерский бег и другие легкоатлетические упражнения, а легкоатлетам для развития силы — упражнения со штангой. В то же время кросс, плавание, ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера считались полезными и тем и другим для развития выносливости.
Экспериментальным подтверждением подобным утверждениям служили наблюдения, которые показывали, что тренировка, состоящая из упражнений, требующих быстроты, силы и выносливости, развивает каждое из этих качеств лучше, нежели тренировка, состоящая из упражнений только «на быстроту», или «на силу», или «на выносливость», даже если она проводится с увели
ченной вдвое нагрузкой. Причем развитие одного качества положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств лимитирует развитие других (А. Н. Крестовников, 1951; Н. В. Зимкин, 1956; Н. Н. Яковлев и др., 1960;
С. В. Каледин, 1961). Нельзя отрицать убедительность указанных следствий, однако они правомерны только для начальных этапов тренировки, и безоговорочный «Перенос» их на тренировку высококвалифицированных спортсменов будет серьезной ошибкой.
Чисто практическим следствием рассмотренных положений явилось утверждение о целесообразности так называемой разносторонней подготовки в спорте как ведущего принципа тренировки. Однако при современном уровне развития теоретической мысли с таким утверждением можно согласиться лишь отчасти и принимать его только для определенных условий, поскольку выводы о целесообразности разносторонней подготовки основаны на чисто визуальном наблюдении факта однонаправленности функциональных сдвигов в организме, без должного количественного анализа их взаимосвязи. Однако целый ряд работ последних лет свидетельствует о том, что однонаправленность функциональных сдвигов еще далеко не означает их взаимообусловленности. Что касается синтеза двигательных качеств и «переноса» их с одних движений на другие, то .такое явление в определенной мере возможно, главным образом на начальных этапах спортивного онтогенеза (см. обзоры Н. Н. Яковлев и др., 1960; Н. В. Зимкин, 1965; В. М. Зациорский, 1965, и др.), что не дает основания возводить разностороннюю подготовку в ведущий методический принцип универсального значения.
Благородная идея разносторонней тренировки лежит, как известно, в основе комплекса ГТО, призванного укреплять здоровье советского человека, развивать у него навыки и физические качества, необходимые для производительного труда, спорта и обороны Родины. Вместе с тем тренировка по программе комплекса ГТО обеспечивает только предварительную физическую подготовку, необходимую для дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта. В дальнейшем, по мере становления спортивного мастерства, разносторонняя подготовка неизбежно вступает в противоречия с законом поступательного развития процесса становления спортивного мастерства и может явиться тормозом для структурно- функциональной специализации организма, необходимой для перехода процесса становления спортивного мастерства в его высшую фазу (см. стр. 43)
Таким образом, целый ряд фактов свидетельствует не в пользу представления о генерализованном характере качественных показателей двигательной подготовленности, оцениваемой такими общими понятиями, как сила, быстрота и выносливость, а также их «производ-. ные». Все более очевидна высокая степень специфичности в развитии и проявлении отдельных качественных сторон двигательных действий человека в зависимости от характера упражнения и его преимущественной направленности (см. стр. 125).