Главная / Тренинг / Силовая подготовка / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Оцените статью

Одним из условий развития лрэбой науки является высокий уровень теоретического мышления, в рамках которого концентрируется обобщенная система специ­ально-теоретических и философских знаний. Такая Сис­тема составляет методологическую платформу науки и выступает в качестве определенной предпосылки кон­кретного исследования. Она ориентирует и теоретически оснащает исследование и обеспечивает трактовку его результатов, достигнутых эмпирическим путем.

Для науки наших дней характерен системно-струк­турный подход к исследованию явлений и процессов действительности, базирующийся на главных принципах материалистичесмой диалектики — принципе всеобщей связи явлений и принципе развития. Такой подход пред­полагает рассмотрение явления с точки зрения внутрен­ней расчлененности, взаимосвязи (составляющих эле­ментов и их развития в рамках целого. Современное естествознание, основанное на материалистической фи­лософии, утверждает, что в мире нет бесструктурных явлений и процессов. Органическая целостность их рас­сматривается как сложная система не просто координи­рованных во времени и пространстве, а функционально взаимосвязанных компонентов, каждый из которых ха­рактеризуется своей специфичностью и вместе с тем строгой подчиненностью целому. В свете этих положений живой организм представляет собой систему, скреплен­ную единством динамических отношений как внутри се­бя — между отдельными органами, системами и частями, так и с внешней средой.

52b6b0b510f5f20969eca2500027bd01

Живой организм может существовать и развиваться только благодаря той или иной форме взаимодействия с с окружающей средой. «Основным законом жизни» И. П. Павлов считал уравновешивание организма с внешней средой. Это представление вполне правомерно, если принимать во внимание, что уравновешивание обусловлено свойством саморегуляции биологической системы, которое является первоосновой ее возникнове­ния и существования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что понятие уравновешивания как модуса взаимоотно­шений между организмом и средой непосредственно при­ложимо только к образу жизни растения. Благодаря более совершенной по сравнению с последним матери­альной организации приспособление животного к среде протекает на качественно более высоком уровне, чем элементарное уравновешивание у растений (Н. Берн­штейн, 1962, 1966, Г„ Поляков, 1964).

Значение и сущность этого уровня раскрываются в сложившейся в последние годы концепции физиологии активности, согласно которой наиболее отличительная черта поведения живого организма — это активный, на­правленный на будущее характер его деятельности. По мнению Н. А. Бернштейна, внесшего наиболее сущест­венный вклад в разработку теории физиологии актив­ности, соотношение между представлениями о будущем (моделью этого потребного будущего), к которому ор­ганизм стремится, и реальной ситуацией и является ос­новной движущей силой поведения, определяющей его активный характер (Н. Бернштейн, 1961, 1964, 1966 а, 1966 6, 1966в). Будучи тесно связанной с проблемой сущности жизни и качественной спецификой биологиче­ских систем, концепция физиологии активности пред­полагает новый подход к пониманию отношения орга­низма со средой, преодолевающий недостатки идеи «уравновешивания». Если с точки зрения последней организм приспособительно реагирует на воздействие среды, довольствуясь функцией самосохранения, то с точки зрения физиологии активности он целенаправ­ленно, активно преодолевает среду, подчиняя ее своим потребностям и одновременно структурно и функцио­нально совершенствуясь. Иначе говоря, биологическое

совершенствование организма состоит в развитии у него свойства со все нарастающей эффективностью контро­лировать окружающее, т. е. все полнее овладевать окру­жающим, становясь в то же время все менее от него зависимым. Наиболее явственно активный характер по­ведения организма проступает в двигательных актах, поскольку они представляют собой основную форму от­правлений, посредством которых организм не просто взаимодействует с окружающим миром, но и воздейст­вует на него.Таким образом, естественнонаучные достижения последних десятилетий и их философское осмысливание приводят к обобщениям принципиального методологического значения. Их конкретное выражение примени­тельно к проблеме специальной силовой подготовки в спорте следует искать в идеях, концентрирующихся вокруг категории структуры, концепции физиологии ак­тивности и эволюционного (генетического) метода. Только на этой основе может быть выработан правиль­ный подход к анализу динамики ПССМ и законов, опре­деляющих его развитие-

Далее будут рассмотрены воп­росы, связанные главным образом с моторной стороной ПССМ. Однако такая преимущественная направлен­ность работы отнюдь не означает игнорирования лич­ности спортсмена со всей присущей ей индивидуаль­ностью.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх