Одним из условий развития лрэбой науки является высокий уровень теоретического мышления, в рамках которого концентрируется обобщенная система специально-теоретических и философских знаний. Такая Система составляет методологическую платформу науки и выступает в качестве определенной предпосылки конкретного исследования. Она ориентирует и теоретически оснащает исследование и обеспечивает трактовку его результатов, достигнутых эмпирическим путем.
Для науки наших дней характерен системно-структурный подход к исследованию явлений и процессов действительности, базирующийся на главных принципах материалистичесмой диалектики — принципе всеобщей связи явлений и принципе развития. Такой подход предполагает рассмотрение явления с точки зрения внутренней расчлененности, взаимосвязи (составляющих элементов и их развития в рамках целого. Современное естествознание, основанное на материалистической философии, утверждает, что в мире нет бесструктурных явлений и процессов. Органическая целостность их рассматривается как сложная система не просто координированных во времени и пространстве, а функционально взаимосвязанных компонентов, каждый из которых характеризуется своей специфичностью и вместе с тем строгой подчиненностью целому. В свете этих положений живой организм представляет собой систему, скрепленную единством динамических отношений как внутри себя — между отдельными органами, системами и частями, так и с внешней средой.
Живой организм может существовать и развиваться только благодаря той или иной форме взаимодействия с с окружающей средой. «Основным законом жизни» И. П. Павлов считал уравновешивание организма с внешней средой. Это представление вполне правомерно, если принимать во внимание, что уравновешивание обусловлено свойством саморегуляции биологической системы, которое является первоосновой ее возникновения и существования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что понятие уравновешивания как модуса взаимоотношений между организмом и средой непосредственно приложимо только к образу жизни растения. Благодаря более совершенной по сравнению с последним материальной организации приспособление животного к среде протекает на качественно более высоком уровне, чем элементарное уравновешивание у растений (Н. Бернштейн, 1962, 1966, Г„ Поляков, 1964).
Значение и сущность этого уровня раскрываются в сложившейся в последние годы концепции физиологии активности, согласно которой наиболее отличительная черта поведения живого организма — это активный, направленный на будущее характер его деятельности. По мнению Н. А. Бернштейна, внесшего наиболее существенный вклад в разработку теории физиологии активности, соотношение между представлениями о будущем (моделью этого потребного будущего), к которому организм стремится, и реальной ситуацией и является основной движущей силой поведения, определяющей его активный характер (Н. Бернштейн, 1961, 1964, 1966 а, 1966 6, 1966в). Будучи тесно связанной с проблемой сущности жизни и качественной спецификой биологических систем, концепция физиологии активности предполагает новый подход к пониманию отношения организма со средой, преодолевающий недостатки идеи «уравновешивания». Если с точки зрения последней организм приспособительно реагирует на воздействие среды, довольствуясь функцией самосохранения, то с точки зрения физиологии активности он целенаправленно, активно преодолевает среду, подчиняя ее своим потребностям и одновременно структурно и функционально совершенствуясь. Иначе говоря, биологическое
совершенствование организма состоит в развитии у него свойства со все нарастающей эффективностью контролировать окружающее, т. е. все полнее овладевать окружающим, становясь в то же время все менее от него зависимым. Наиболее явственно активный характер поведения организма проступает в двигательных актах, поскольку они представляют собой основную форму отправлений, посредством которых организм не просто взаимодействует с окружающим миром, но и воздействует на него.Таким образом, естественнонаучные достижения последних десятилетий и их философское осмысливание приводят к обобщениям принципиального методологического значения. Их конкретное выражение применительно к проблеме специальной силовой подготовки в спорте следует искать в идеях, концентрирующихся вокруг категории структуры, концепции физиологии активности и эволюционного (генетического) метода. Только на этой основе может быть выработан правильный подход к анализу динамики ПССМ и законов, определяющих его развитие-
Далее будут рассмотрены вопросы, связанные главным образом с моторной стороной ПССМ. Однако такая преимущественная направленность работы отнюдь не означает игнорирования личности спортсмена со всей присущей ей индивидуальностью.