Проблема рационализации методики силовой подготовки неизбежно приводит к необходимости классификации методов развития мышечной силы *.
Дело в том, что при всем многообразии и внешнем различии спортивных упражнений в режиме работы двигательного аппарата в процессе их выполнения имеется много общего. Поэтому средства и методы, зарекомендовавшие себя в одном упражнении, естественно, «переносятся» на другие, близкие ему по режиму работы двигательного аппарата. Так, упражнения штангистов проникли в тренировку спортсменов, которым нужна сила
и той или иной ее форме. Прыжковые упражнения из легкой атлетики пользуются популярностью у штангистов, волейболистов и др.
Основные предпосылки для классификации связываются в первую очередь с общими чертами в двигательном режиме различных спортивных упражнений. На этой основе выделяются, например, четыре группы видов спорта, применительно к которым следует рассматривать методы физической, и в частности силовой, подготовки: 1) группа видов спорта, характеризующихся максимальной интенсивностью рабочих усилий; 2) группа видов спорта, характеризующихся преимущественным проявлением выносливости с оптимальными усилиями различной интенсивности; 3) группа видов спорта, характеризующихся высоким уровнем развития ловкости и точности движений при заданной их программе; 4) группа видов спорта, характеризующихся комплексным проявлением двигательных качеств при различном соотношении уровней их развития (В. М. Дьячков, 1961).
Исходя из такой группировки спортивных упражнений, определяют преимущественную направленность силовой подготовки, в свою очередь определяющую соответствующие методы. При этом исходят из необходимости развития взрывной силы, силовой выносливости и силовой ловкости (В. М Дьячков, 1961, В. В. Кузнецов, 1968), относительной или абсолютной силы и силовой выносливости (В. И. Чудинов, 1961). Вместе с тем в основу классификации могут быть положены: величины преимущественно применяемого отягощения (ом. обзоры: В. М. Дьячков, 1961; В. И. Чудинов, 1961; В. М. Зациорский, 1966), определенная тенденция в изменении поднимаемого в тренировке веса (Th. De Lorme, 1945, 1946; A. Zinovieff, 1951), способ объединения в комплексе средств с использованием эффекта последействия предыдущей работы (Ю. В. Верхошанский, 1961) и т. п.
Классификация может исходить из характера приспособительных реакций соматической и вегетативной систем организма, связанных с особенностями силовых упражнений и требованиями, предъявляемыми ими к организму (Н. Н. Яковлев и др., 1960; С. П. Летунов, 1965). В связи с этим различают максимальные силовые напряжения, скоростносиловые нагрузки и нагрузки на
силовую выносливость (С. П. Летунов, 1965; С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, 1965). Исходя из способов создания максимальных силовых (напряжений (повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления, «до отказа», поднимание предельного веса с максимальной скоростью), можно различать Три метода воспитания силы: повторных, максимальных и динамических усилий (В.М. Зациорский,1966).
Видимо, целесообразно систематизировать методы развития специальной силы по тому специфическому характеру силы, которую они развивают, и выделить, исходя из этого, три основные группы методов, которые направлены на развитие: абсолютной силы, быстрой силы силовой выносливости. Причем внутри каждой группы возможна и необходима дифференциация методов в зависимости от типа напряжения мышц в спортивных упражнениях.