Главная / Тренинг / Силовая подготовка / ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

Оцените статью

Правильный выбор средств для развития силы на основе критериев соответствия специализируемому уп­ражнению, рассмотренных в предыдущей главе, уже само по себе значительная гарантия успеха тренировки. Од­нако это еще полдела. Решающее слово в реализации принципа динамического соответствия принадлежит ме­тоду, способу развития силы.

ПРОБЛЕМА МЕТОДА

Прежде всего следует указать на ряд методологиче­ских ошибок, сопутствующих попытке разработать ме­тодику развития силы мышц и направляющих мысль испытателя по ложному пути.

Сила мышечной тяги —это первопричина (в механи­ческом смысле, конечно) любого активного действия, определяющая, в частности, его скорость и рабочий эф­фект в целом. Однако использование этого восходящего к Архимеду постулата в качестве исходной предпосылки развития скорости движения возможно только с учетом способности мышц к приобретению той или иной качест­венной формы проявления силы.

В физическом смысле сила и скорость связаны как причина и следствие. Механически скорость перемещае­мого тела зависит только от полного импульса силы. Тем не менее бесспорное механичес­кое положение в условиях дви­жения человека сохраняется лишь в известных пределах, так как форма кривой F(t) опреде­ляется свойствами нервно-мы­шечного аппарата, конкретно вы­ражающимися в его способности с той или иной быстротой разви­вать силу тяги мышц, необходи­мую для требуемого эффекта ско­рости движения. Эта способность является специфическим приоб­ретением нервно-мышечного ап­парата и носит окраску исполь­зуемых в тренировке средств.

вцjpg

Вообще специфичность любого двигательного качества, как пра­вило, ‘присуща высокому уров­ню его развития, уровню, который может быть реализован только в определенных условиях. Так, мыш­цы, тренированные к проявлению быстрой силы, дадут сравнительно низкий эффект там, где требуются значи­тельные, но медленные силовые проявления или вынос­

ливость, и наоборот. Недоучет этого обстоятельства ведет к ошибке, которая стоит спортсмену многих лет тяжелой и малоэффективной работы.

Следующая ошибка является следствием первой и возникает в результате только логического, не экспери­ментального, подхода к решению диалектического проти­воречия между требованием к характеру развиваемого качества и способом его развития. Дело в том, что дви­гательные качества нервно-мышечного аппарата на вы­соком уровне их развития связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью (рис. 60). Несколько

сгущая краски, можно сказать, что преимущественное развитие одного из них тормозит развитие другого. Однако в спорте и не требуется абсолютного развития каждого из них, ибо они не существуют изолированно, а являются лишь сторонами, характеристиками, прису­щими любой двигательной деятельности. В зависимости от характера и цели движения одно из этих качеств-по­лучает большую возможность развития, но в той или иной мере носит окраску других.

Таким образом, можно говорить о быстрой силе, си­ловой и скоростной выносливости и понимать под этим не производные от силы, быстроты и выносливости, а совершенно самостоятельные качества, которые должны быть поставлены с последними в один ряд и которые’ требуют адекватных, присущих только им средств и ме­тодов воспитания (Ю. В. Верхошатаский, 1963). Однако первые попытки разработки методики воспитания этих «новых» качеств, базирующиеся главным образом на

логическом подходе, привели к соломонову решению, выражающемуся в аналитико-синтетическом методе: — следует отдельно развивать составляющие сложного комплексного качества соответствующими средствами, а затем интегрировать их в специализируемом упраж­нении.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх