Правильный выбор средств для развития силы на основе критериев соответствия специализируемому упражнению, рассмотренных в предыдущей главе, уже само по себе значительная гарантия успеха тренировки. Однако это еще полдела. Решающее слово в реализации принципа динамического соответствия принадлежит методу, способу развития силы.
ПРОБЛЕМА МЕТОДА
Прежде всего следует указать на ряд методологических ошибок, сопутствующих попытке разработать методику развития силы мышц и направляющих мысль испытателя по ложному пути.
Сила мышечной тяги —это первопричина (в механическом смысле, конечно) любого активного действия, определяющая, в частности, его скорость и рабочий эффект в целом. Однако использование этого восходящего к Архимеду постулата в качестве исходной предпосылки развития скорости движения возможно только с учетом способности мышц к приобретению той или иной качественной формы проявления силы.
В физическом смысле сила и скорость связаны как причина и следствие. Механически скорость перемещаемого тела зависит только от полного импульса силы. Тем не менее бесспорное механическое положение в условиях движения человека сохраняется лишь в известных пределах, так как форма кривой F(t) определяется свойствами нервно-мышечного аппарата, конкретно выражающимися в его способности с той или иной быстротой развивать силу тяги мышц, необходимую для требуемого эффекта скорости движения. Эта способность является специфическим приобретением нервно-мышечного аппарата и носит окраску используемых в тренировке средств.
Вообще специфичность любого двигательного качества, как правило, ‘присуща высокому уровню его развития, уровню, который может быть реализован только в определенных условиях. Так, мышцы, тренированные к проявлению быстрой силы, дадут сравнительно низкий эффект там, где требуются значительные, но медленные силовые проявления или вынос
ливость, и наоборот. Недоучет этого обстоятельства ведет к ошибке, которая стоит спортсмену многих лет тяжелой и малоэффективной работы.
Следующая ошибка является следствием первой и возникает в результате только логического, не экспериментального, подхода к решению диалектического противоречия между требованием к характеру развиваемого качества и способом его развития. Дело в том, что двигательные качества нервно-мышечного аппарата на высоком уровне их развития связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью (рис. 60). Несколько
сгущая краски, можно сказать, что преимущественное развитие одного из них тормозит развитие другого. Однако в спорте и не требуется абсолютного развития каждого из них, ибо они не существуют изолированно, а являются лишь сторонами, характеристиками, присущими любой двигательной деятельности. В зависимости от характера и цели движения одно из этих качеств-получает большую возможность развития, но в той или иной мере носит окраску других.
Таким образом, можно говорить о быстрой силе, силовой и скоростной выносливости и понимать под этим не производные от силы, быстроты и выносливости, а совершенно самостоятельные качества, которые должны быть поставлены с последними в один ряд и которые’ требуют адекватных, присущих только им средств и методов воспитания (Ю. В. Верхошатаский, 1963). Однако первые попытки разработки методики воспитания этих «новых» качеств, базирующиеся главным образом на
логическом подходе, привели к соломонову решению, выражающемуся в аналитико-синтетическом методе: — следует отдельно развивать составляющие сложного комплексного качества соответствующими средствами, а затем интегрировать их в специализируемом упражнении.