Трем равноценным группам прыгунов I—III разряда в подготовительном периоде тренировки были предложены определенные программы для развития прыгучести (табл. 14), смысл которых заключался в проверке эффективности последовательного повышения тренирующего воздействия средств. Для контроля за сдвигами в уровне скоростно-силовой подготовленности использовались упражнения, динамика результатов в которых приведена на рис. 87. .Первая группа, которая применяла только прыжковые упражнения, почти не увеличила показатели в силе (контрольные упражнения со штангой) и скоростной подготовленности (бег 30 м со старта), но улучшила показатели прыгучести. Однако в конце третьего этапа тренировки у этой группы резко снизились показатели во всех контрольных упражнениях. Вторая группа, включившая в занятия на втором этапе работу со штангой, показала более высокий уровень специальной подготовленности, который, однако, стабилизировался на третьем этапе. В то же время третья группа, обнаружив аналогичные со второй группой сдвиги на двух первых этапах, резко повысила показатели и на третьем этапе, занимаясь прыжками в глубину. Уровень специальной подготовленности каждой группы нашел свое выражение и в спортивных результатах (рис. 88).
Таким образом, последовательное включение в тренировку средств, все -более эффективных по силе раздражения, а также средств, направленных на развитие скорости движения, затем его силы и взрывной силы, дает положительный результат. В то же время применение одних и тех же средств даже при увеличении -их объема и интенсивности не только не вызывает положительных сдвигов, но и приводит к снижению уровня подготовлен
ности. Вероятно, это обусловлено стойкой стабилизацией нервнорефлекторных механизмов, ответственных. за качественную сторону движения, в связи с чем не удается вовлечь в деятельность весь нервно-мышечный аппарат и обеспечить дальнейший рост силы (А. В. Коробков,
1953; И. Г. Васильев, 1954).
Подобный механизм, лежащий в основе образования «скоростного барьера» в спринтерском беге, был рассмотрен также Н. Г. Озоли- ным (1949), В. П. Филиным и В. М. Зациорским (1962).
Можно полагать также, что при тренировке с помощью одних и тех же средств связь между различными качественными характеристиками двигательной деятельности разрушается или Из положительной на начальных этапах тренировки превращается в отрицательную — явление так называемой «диссоциации физических качеств»
(А. В. Коробков, 1953). Это приводит к разрушению установившейся структуры физической подготовленности в целом и снижает специальную работоспособность организма.
Вместе с тем в тренировке третьей группы определенную роль играла новизна сигнального значения раздражителей, сопровождающих работу
(О. В. Осипова, 1964; Г. П.
Семенов, 1968). Причем значительный удельный вес ориентировочного компонента реакций в общем комплексе реагирования организма на двигательную деятельность обеспечивает и прогрессирующий рост его приспособительной перестройки в начатом направлении. Можно утверждать, что последовательность и преемственность средств как общая тенденция в повышении интенсивности тренировки в плане специальной силовой подготовки должны иметь место как в годичном цикле тренировки, так и в многолетнем.
Таким образом, контуры будущей системы специальной силовой подготовки как будто вырисовываются. Во всяком случае, уже сейчас ясны пути, по которым следует направить научный поиск. И чем более массированным он будет, тем скорее будут сняты, неясные вопросы, тем эффективнее станет тренировка.