Уже неоднократно подчеркивалось, что с ростом уровня развития силы тренирующий эффект применяемых средств снижается. Причем увеличение их объема и .интенсивности не всегда может быть оправданным,так как время,- затрачиваемое на тренировку, грозит выйти за пределы разумного, а сила раздражителей — превысить допустимые границы. Как»м же образом можно сохранять эффективность тренировки «на силу», не ставя под угрозу психику спортсмена и его двигательный аппарат?
Факты свидетельствуют, что следование определенной системе в применении средств и методов таит в себе возможность существенной реализации методики специальной силовой подготовки.
Система силовой подготовки должна формироваться в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, в направлении оптимального сочетания средств и методов; во-вторых, в направлении рациональной последовательности и преемственности их как в отдельных тренировочных занятиях, так и в тренировочных циклах — от недельного до многолетнего. Какие же возможности для реализации этих положений имеются уже сегодня?
Известно, что от сочетания средств различного тренировочного воздействия зависит «окраска» развиваемой силы. Так, если упражнения с отягощением 10% от максимума составляют 80% специальной работы, а с отягощением 40% от максимума — 20%, то приобретенная сила по качественной характеристике существенно отличается от той, которая имеет место при обратном сочетании (А. Д. Чернявский, 1966). Сочетание средств в смысле порядка их следования также изменяет тренировочный эффект каждого из них и качественный характер приобретенной силы. Например, при выполнении жима и рывка штанги в различной последовательности отмечены различные биохимические сдвиги в организме: если сначала выполнять упражнения в рывке, а затем в жиме, то содержание молочной кислоты в крови увеличивается меньше, а небелкового азота — больше, чем при обратной последовательности упражнений (А. Ф. Макарова, 1958). Выполнение кратковременной интенсивной работы со штангой, а затем прыжковых упражнений— такая последовательность имеет больший эффект для скоростно-силовой подготовленности спортсмена, чем обратная (Ю. В. Верхошанский, 1961).
Таким образом, необходимо управлять процессами восстановления, следующими за силовой работой, и использовать эффект ее последействия. Правда, использо
вание кумулятивного эффекта последействия в смысле повышения работоспособности организма на последующих занятиях или соревнованиях уже получило методическое оформление (И. П. Ратов, 1957; В. М. Дьячков, 1961). Однако срочный эффект последействия еще не используется должным образом. В то же время там, где увеличение силы раздражителя становится невозможным (главным образом в тренировке высококвалифицированных спортсменов), следует искать пути повышения тренировочного эффекта именно в определенном сочетании средств, в основе которого должна лежать идея использования следовых явлений от предыдущей работы для повышения эффективности последующей.