Обобщая материалы последований в этом направлении, можно, выделить четыре основные переменные и в наиболее полной мере представляющие их характеристики. Одной из них (Л) обозначим ведущий функциональный комплекс организма спортсмена, уровень развития которого преимущественно определяет успех конкретной спортивной деятельности, второй (В)—способность спортсмена эффективно использовать свои реальные двигательные возможности (спортивная техника), третьей и четвертой — уровень общей и специальной физической подготовленности спортсмена.
Таким образом, вместо исходной системы с размерностью пространства состояний п можно иметь более простую систему:
S=f(A, В, С, D)
с размерностью пространства состояний, где ft’=4. Такая упрощенная (гомоморфная) модель позволит с достаточной для первого приближения точностью осуществить структурный анализ рассматриваемой системы и одновременно наметить пути для перехода к более строгой модели, учитывающей большее количество переменных. Причем в качестве поискового исследования будет оправданным и практически полезным структурный анализ каждой из основных составляющих, т. е. анализ подсистем:
А, В, С, D=f(xt, х2, … хп),
где Х\, Х2,— хп — соответствующие переменные.
В результате имеется реальная возможность получить объективные сведения о структуре системы в целом и ее основных составляющих. Будучи построенной на конкретных количественных данных спортсменов разной квалификации, такая модель пространства тренированности позволит успешно реализовать в практике оптимальное управление ПССМ.
Спортивная техника и динамическая структура сложного двигательного действияПри решении проблемы специальной силовой подготовки следует исходить из конкретной спортивной техники, а точнее, связанной с ней определенной организации двигательного состава спортивного упражнения. Именно организация комплекса движений, каждое из которых решает свою задачу при выполнении спортивного упражнения и обеспечивается силовым проявлением соответствующих групп мышц, содержит в себе ключ к указанной проблеме. Поэтому необходимо несколько задержаться на рассмотрении понятия «спортивная техника».
Уже говорилось, что спортивные достижения есть результат определенным образом организованного и управляемого взаимодействия человека с внешним окружением. Отсюда первоосновой понятия «спортивная техника» становится не столько организация двигательного состава, спортивного упражнения, сколько выражаемая этой организацией способность спортсмена к целенаправленному использованию конкретных внешних условий и своих возможностей, а также способность к эффективному преодолению внешних (и внутренних) сопротивлений, сопутствующих решению двигательной задачи. Эта способность — итог многолетнего целенаправленного совершенствования двигательной функции и обеспечивающих ее систем организма. И если это так, то спортивная техника — показательная сторона определенным образом развертывающегося во времени процесса. Следовательно, как конкретное научное понятие она включает в себя координату времени. Этим определяется важное методологическое положение, говорящее о том, что спортивная техника—не состояние, которое может быть достигнуто однажды, а текущий показатель непрерывного процесса движения от менее совершенного к более совершенному.
Следовательно, при изучении техники необходимо в первую очередь обращать внимание не на движения, а на динамику тех существенных изменений в морфо-функ- циональной структуре организма и связанные с ними качественные сдвиги во взаимодействии его с конкретным окружением (в рамках определенной системы движений), которые в своей совокупности и характеризуют процесс становления спортивного мастерства-
Такой эволюционный подход позволит, во-первых, избежать характерной методологической ошибки, связанной с рассмотрением спортивной техники как системы движений в отрыве от физической подготовленности
атлета, в отрыве от условий, в которых протекает спортивная деятельность, и, во-вторых, решить на объективной основе проблему подбора адекватных средств специальной подготовки с учетом особенностей спортивной техники и уровня подготовленности атлета. Таким образом, высказанные соображения убедительно говорят о том, что распространенное в практике и методической литературе понимание спортивной техники как способа решения двигательной задачи не исчерпывает сущности определяемого понятия. Строго говоря, спортивная техника, выраженная в конкретной системе движений, представляет собой не столько способ решения двигательной задачи, сколько саму двигательную задачу, которую предстоит решить спортсмену. Следовательно, суть процесса упражнения, направленного на овладение спортивной техникой, заключается в поиске и освоении рациональных двигательных приемов и создании необходимого силового потенциала для их обеспечения.