При движении сложной многозвенной системы условия работы обслуживающих ее мышц изменяются, что меняет их вклад в величину внешней силы, регистрируемой в рабочей точке системы. Поэтому результирующее усилие не является суммой напряжения, на которое способна каждая из мышц-синергистов. Так, наибольшее суммарное усилие развивается гребцом в начале гребка (табл. 4), хотя ноги в этот момент «работают» при невыгодных углах в тазобедренных и коленных суставах. Однако процент использования абсолютной силы при этом (сумма максимальных величин усилий, которые развивают мышцы рук, туловища и ног в отдельности) — наибольший (В. С. Егоров, 1966). Таким образом, невыгодные условия работы одних мышц могут компенсироваться более выгодными условиями работы других (в данном случае мышц спины) за счет соответствующей координации усилий.
Важнейшим результатом координированной деятельности мышц в упражнениях скоростно-силового характера является концентрация силы в ответственных с точки зрения биомеханической целесообразности фазах движения. Будучи одной из наиболее типичных закономерностей выработки двигательного навыка, концентрация мышечной силы в виде динамических акцентов является необходимым условием формирования динамической структуры сложного двигательного акта и повышения суммарного рабочего эффекта последнего.
Настройка, инструктаж, эмоции
Мышечная деятельность организма, и в том числе при проявлении силы, не обособленна, а включена в формирование так называемой установки индивида. Установка— это основная изначальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Она характеризует готовность к определенной деятельности и является важнейшим фактором любого двигательного поведения (Д. Н. Узнадзе, 1961; И, Т. Бжалава, 1966).
Физиологически готовность к действию связана с на- с+ройкой рецепторов, которая обеспечивает адекватное восприятие раздражителя, и с функциональной мобилизацией двигательных единиц, облегчающей разверну
тую двигательную активность. Физиологическая природа этого явления подробно рассмотрена Е. Н. Соколовым (1959), Н. А. Бернштейном (1961), П. К. Анохиным (1965). Двигательная установка в спорте как настройка на предстоящее действие (Н. Г. Озолин, 1949; К. Е. Шой- хет, 1964, 1966; Ю. С. Еремин, 1968) формируется под влиянием ситуации и информационно-инструктирующего воздействия педагога и предполагает четкое представление исполнителем двигательной задачи. Формирование такой настройки создает объективные предпосылки для большего успеха двигательного действия.
Так, предварительная словесная сигнализация о тяжести груза вызывает изменение тонуса мышц работающей руки. Слова «тяжелый груз» увеличивают тоническое напряжение мышц работающей руки, слова «легкий груз» уменьшают тонус тех же мышц (М. Н. Фарфель, 1961, 1964). Внушая увеличение мышечной силы, можно повысить ее на 22,5%, а внушая ослабление силы — понизить ее на 31,7% ’-(М. Ikai, A. Steinhaus, 1961). Вместе с тем правильный инструктаж может привести к большему эффекту силы, если ориентирует спортсмена на выполнение движения с акцентированием той или иной его качественной характеристики или способствует лучшей
координации усилий рабочих групп мышц. Так, оптимальное сочетание силы, быстроты и амплитуды в движениях скоростно-силового типа, обеспечивающее их максимальный (для данного функционального состояния организма) эффект, определяется эмпирически в процессе тренировки. Однако активное руководство действи
ем помогает более быстро найти эффективное сочетание. Указание неопытным спортсменам выполнить отталкивание вверх после прыжка в глубину быстрее или медленнее против обычного (табл. 5) приводит, как правило, к увеличению высоты взлета (Ю. В. Верхошанский,
1963).