Суммарное усилие

Оцените статью

При движении сложной многозвенной системы усло­вия работы обслуживающих ее мышц изменяются, что меняет их вклад в величину внешней силы, регистрируе­мой в рабочей точке системы. Поэтому результирующее усилие не является суммой напряжения, на которое спо­собна каждая из мышц-синергистов. Так, наибольшее суммарное усилие развивается гребцом в начале гребка (табл. 4), хотя ноги в этот момент «работают» при не­выгодных углах в тазобедренных и коленных суставах. Однако процент использования абсолютной силы при этом (сумма максимальных величин усилий, которые развивают мышцы рук, туловища и ног в отдельности) — наибольший (В. С. Егоров, 1966). Таким образом, не­выгодные условия работы одних мышц могут компенси­роваться более выгодными условиями работы других (в данном случае мышц спины) за счет соответствующей координации усилий.

Важнейшим результатом координированной деятель­ности мышц в упражнениях скоростно-силового характе­ра является концентрация силы в ответственных с точки зрения биомеханической целесообразности фазах движе­ния. Будучи одной из наиболее типичных закономерно­стей выработки двигательного навыка, концентрация мышечной силы в виде динамических акцентов являет­ся необходимым условием формирования динамической структуры сложного двигательного акта и повышения суммарного рабочего эффекта последнего.

Найденов2

Настройка, инструктаж, эмоции

Мышечная деятельность организма, и в том числе при проявлении силы, не обособленна, а включена в форми­рование так называемой установки индивида. Установ­ка— это основная изначальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Она характеризует готовность к опре­деленной деятельности и является важнейшим фактором любого двигательного поведения (Д. Н. Узнадзе, 1961; И, Т. Бжалава, 1966).

Физиологически готовность к действию связана с на- с+ройкой рецепторов, которая обеспечивает адекватное восприятие раздражителя, и с функциональной мобили­зацией двигательных единиц, облегчающей разверну­

тую двигательную активность. Физиологическая природа этого явления подробно рассмотрена Е. Н. Соколовым (1959), Н. А. Бернштейном (1961), П. К. Анохиным (1965). Двигательная установка в спорте как настройка на предстоящее действие (Н. Г. Озолин, 1949; К. Е. Шой- хет, 1964, 1966; Ю. С. Еремин, 1968) формируется под влиянием ситуации и информационно-инструктирующего воздействия педагога и предполагает четкое представ­ление исполнителем двигательной задачи. Формирова­ние такой настройки создает объективные предпосылки для большего успеха двигательного действия.

Так, предварительная словесная сигнализация о тя­жести груза вызывает изменение тонуса мышц работаю­щей руки. Слова «тяжелый груз» увеличивают тониче­ское напряжение мышц работающей руки, слова «легкий груз» уменьшают тонус тех же мышц (М. Н. Фарфель, 1961, 1964). Внушая увеличение мышечной силы, можно повысить ее на 22,5%, а внушая ослабление силы — по­низить ее на 31,7% ’-(М. Ikai, A. Steinhaus, 1961). Вместе с тем правильный инструктаж может привести к больше­му эффекту силы, если ориентирует спортсмена на вы­полнение движения с акцентированием той или иной его качественной характеристики или способствует лучшей

координации усилий рабочих групп мышц. Так, опти­мальное сочетание силы, быстроты и амплитуды в дви­жениях скоростно-силового типа, обеспечивающее их максимальный (для данного функционального состоя­ния организма) эффект, определяется эмпирически в про­цессе тренировки. Однако активное руководство действи­

ем помогает более быстро найти эффективное сочетание. Указание неопытным спортсменам выполнить отталки­вание вверх после прыжка в глубину быстрее или мед­леннее против обычного (табл. 5) приводит, как прави­ло, к увеличению высоты взлета (Ю. В. Верхошанский,

1963).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх