Динамическая структура постоянно совершенствуется, как уже говорилось, за счет уточнения связей между элементами двигательного комплекса и количественных прибавок к ним. Но, кроме того, она обладает определенной гибкостью в конкретной ситуации и способностью нивелировать резкие воздействия извне, не теряя своей логической целостности, подобно тому как автомобиль благодаря рессорам нивелирует неровности дороги, не разрушаясь от их воздействия и вместе с тем сохраняя скорость движения. Это становится возможным благодаря способности динамической структуры к вариативным приспособительным изменениям под влиянием внешних воздействий. В связи с этим следует говорить о реактивно-приспособительной и активно-избиратель- ной вариативности динамической структуры.
Реактивно-приспособительная вариативность характерна для этапа формирования динамической структуры, когда избранный двигательный состав спортивного упражнения приспосабливается к условиям внешнего взаимодействия, чутко реагируя на весь комплекс внешних воздействий и как бы определяя свое отношение к нему. Последнее выражается в специализации двигательного аппарата в связи с необходимостью усилить
существенные элементы формирующейся динамической структуры. При этом одновременно с широким варьированием на уровне составляющих элементов динамическая структура варьирует на своем определяющем уровне, т. е. на уровне связи элементов. По мере формирования динамической структуры реактивно-приспособительная вариативность сменяется активно-избирательной. Теперь, стремясь сохранить свою целостность в условиях меняющихся внешних воздействий, динамическая структура допускает варьирование в значениях составляющих элементов, уменьшая диапазон [вариативности в их взаимосвязи, т. е. на главном, определяющем ее, целесообразно-логическом уровне. Последнее достигается за счет устойчивости четко дифференцированных во времени и пространстве динамических элементов, обеспечиваемой определившейся к этому времени функциональной специализацией двигательного аппарата. Варьируя количественно, эти элементы уже не нарушают логической композиции динамической структуры. Однако для того чтобы динамические элементы имели возможность варьировать количественно, обеспечивающие их мышечные системы должны обладать, так сказать, некоторым «запасом мощности», который может быть создан за счет соответствующей специальной силовой подготовки.
Следует подчеркнуть, что рассмотренный принцип динамической организации присущ любому сложному двигательному действию. Однако, если в упражнениях ациклического характера, требующих проявления значительных усилий в минимальное время, в формировании и совершенствовании динамической структуры заключен весь смысл тренировки, то в упражнениях циклического характера, где требуется длительно сохранять работоспособность, динамическая структура формируется значительно быстрее, она проще и смысл тренировки заключен преимущественно в совершенствовании вегетативных функций организма.
Выявление законов формирования и функционирования динамической структуры чрезвычайно важно для конкретизации педагогических принципов и методов управления ПССМ. Однако в связи с задачей данной работы в ней подчеркивается только одна из вытекающих отсюда возможностей, а именно возможность рационализаций методики специальной силовой подготовки.
Чтобы не .нарушать логику изложения, более подробно вытекающие отсюда положения целесообразно рассмотреть несколько позже (гл. III).