Ранее говорилось, что структурная сложность управляемой системы с ее многочисленными переменными предполагает наличие определенной адекватной системы с конкретной структурной организацией управляющих воздействий. Учитывая многообразие управляющих воздействий, каждое из которых ограничено некоторыми предельными значениями, можно говорить о пространстве управляющей системы, внутри которого будут лежать точки, изображающие все возможные сочетания управляющих воздействий. Следовательно, пространству физической подготовленности должно соответствовать и совершенно определенное пространство управляющих воздействий.
Таким образом, реализация проблемы оптимального управления ПССМ неминуемо приводит к необходимости количественных решений и формализации на этой основе процесса управления с выработкой определенной схемы из последовательных элементарных воздействий на систему, а также проверок ее состояния, обеспечивающих оптимальный режим управления.
Физиологической основой приспособительных перестроек в живой тканй является раздражение, исходящее из внешней (или внутренней) среды, и следующая за ним реакция, оставляющая определенный след в организме. При повторном раздражении следы, суммируясь, приводят к адекватным качественным изменениям органа в виде расширения границ его функциональных возможностей и соответствующей морфологической перестройки. Специфической особенностью живого субстрата является относительно быстрая адаптация к повторному раздражению, которое скоро становится привычным и уже не вызывает прибавок в приспособительных сдвигах, а лишь поддерживает их на достигнутом уровне. Исключение данного раздражителя из комплекса внешних воздействий приводит к возвращению органа на исходный функциональный уровень, так как прежние приспособительные перестройки утрачивают свою жизнеобеспечивающую роль.
Такова в самых общих чертах и значительном упрощении физиологическая сущность тренировки. Действительная же картина значительно сложнее, поскольку систематическое упражнение, как средство структурно- функциональною совершенствования, содержит комплекс различных раздражающих воздействий на все органы и системы организма. Например, для успеха трени-
ров’ки, направленной «а развитие силы, небезразлично, какого веса штангу поднял атлет, сколько раз, быстро или медленно, в начале или ;в .конце тренировочного занятия, как чередовался вес штанги, каков был характер тренировки на предшествующих занятиях. Перечень этих условий можно продолжать бесконечно, учитывая, что развитие силы далеко не исчерпывает задач тренировки. Однако и без того достаточно ясно, с какой сложностью встречается тренер при организации тренировки, будучи поставленным перед необходимостью выбора из бесконечного множества возможных вариантов такого сочетания средств тренировки, которое с большей вероятностью привело бы к успеху. Кстати, в кибернетическом смысле необходимость в управлении как раз и возникает там, где есть возможность выбора. Именно в умении выбрать управляющие воздействия, быстро и экономично приводящие к цели, и заключается идея оптимального управления. В нашем случае для определения оптимального управления необходимо исходить из следующих соображений:
1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровня физической подготовленности спортсмена.
2. Тренирующее средство должно быть оптимальным по силе раздражителем, соответствующим текущему функциональному состоянию организма.
3. Следы предыдущей работы изменяют тренирующий эффект любого средства.
4. Тренирующий эффект комплекса воздействий определяется не только и не столько суммой раздражителей, сколько порядком их следования и разделяющим их временным интервалом.
5. Управляющее воздействие в целом должно включать комплекс раздражителей, обеспечивающих формирование требуемой для данного вида спорта структуры физической подготовленности, с учетом конкретного уровня спортивного мастерства атлета.
Однако от формулировки приведенных положений до их эффективной реализации в практике дистанция огромного размера. Требуется решить на строгой научной основе следующие проблемы: во-первых, изучить тренирующий эффект основных средств, применяющихся в том или ином виде спорта с учетом уровня подготовленности
атлета; во-вторых, выявить рациональное сочетание средств в смежных тренировочных занятиях и внутри каждого из них; в-третьих, определить рациональную последовательность, взаимосвязь и преемственность тренировочных средств в многолетнем развитии ПССМ. О необходимости решения этих проблем неоднократно говорилось и раньше (Н. Г. Озолин, Д. Матеев,
В. С. Фарфель, А. Д. Новиков, Н. В. Зимкин, В. М. Дьячков и др.). Однако в свете развиваемых в данном разделе взглядов на значение системы и структуры в управлении ПССМ упомянутые проблемы приобретают новое звучание, а путь их решения — конкретное выражение.