Главная / Тренинг / Силовая подготовка / Высокая эффектив­ность

Высокая эффектив­ность

Оцените статью

Более детальное рас­смотрение вопросов систем­ной организации управле­ния ПССМ, несмотря на всю их значимость для совер­шенствования тренировки в спорте, увело бы далеко в сторону от основной задачи.

Поэтому здесь целесообраз­нее ограничиться лишь общей постановкой вопро­са, чтобы далее рассмотреть его более подробно в плане организации силовой подготовки спорт­смена. Следует подчеркнуть только, что результа­том совместных усилий ученых и специалистов-практиков, направленных на решение проблемы оптимального управления ПССМ, должно явиться подведение количе­ственного содержания под следующую принципиальную схему (рис. 17). Данная схема выражает известное положение о том, -что вклад тех или иных тренировочных средств (условно обозначенных на рисунке а, Ь,с) в раз­витие ведущей функции уменьшается по мере роста спор­тивного мастерства. В то же в-ре-мя эти средства раз­личны по своему тренирующему эффекту, и применение каждого из них целесообразно только с учетом уровня подготовленности атлета.

Следовательно, для сохранения высокой эффектив­ности средств тренировки необходима определенная последовательность и преемственность их в ПССМ. В об­щем виде это требование может быть выражено прин­ципом зигзагообразного управления (см. рис. 17), имею­щего место в управлении автоматизацией промышлен­ного производства (В. А. Трапезников, 1966). Идея его заключается в определенной последовательности вклю­чения в тренировку средств с большим тренирующим эффектом.

 

Рассмотренные вопросы определяют задачи и пути решения проблемы специальной (и в частности, специ­альной силовой) подготовки в спорте. Центральное мес­то в этой проблеме занимает вопрос выбора средств и методов, соответствующих требованиям поступательного развития ПССМ. В решении этого вопроса есть два ва­рианта методологического подхода. Первый из них мож­но обозначить как функциональный подход, заключаю­щийся в анализе опосредованной связи между специали­зируемым и тренировочным упражнениями. Например, если одна группа средств имеет высокую степень корре­ляции со специализируемым упражнением, а другая не имеет ее, то первые следует относить к средствам специ­альной подготовки, а вторые нет. Непосредственным ин­струментом исследования в данном случае выступает математический аппарат многомерного статистического анализа.

94a77932-19bc-44f4-8bea-a0e9ae94d02b

Второй подход можно назвать структурным (субстан­циальным). Он заключается в непосредственном инстру­ментальном наблюдении существенных сторон (характе­ристик) двигательной деятельности в основном спортив­ном упражнении и затем разработке на этой основе адекватных средств и методов, имитирующих ее сущест­венные характеристики в условиях тренировки.

Вряд ли есть смысл рассматривать здесь положи­тельные и отрицательные стороны названных подходов. Это предмет специального методологического исследова­ния. Стоит только подчеркнуть, что функциональный под­ход дает возможность широкого изучения проблемы, в то время как структурный позволяет более углубленно исследовать ее. Исследователь, владеющий методоло­гией научного эксперимента, обязательно использует

возможности того и другого подходов. Преимущество одного из них зависит от реальных возможностей иссле­дователя: от экспериментальной базы, инструментальных методик, сферы непосредственных интересов и, наконец, от особенностей конкретной спортивной деятельности.

Что касается позиции автора, то она основывается главным образом на структурном подходе к анализу проблемы специальной силовой подготовки с привлече­нием функционального подхода там, где в этом есть не­обходимость, а также там, где реализация структурного подхода затруднена объективными причинами. В каче­стве аргументации такой позиции автор считает, что структурный подход, связанный с непосредственным ана­лизом биодинамического механизма движения, позволит сформулировать более конкретные и обоснованные поло­жения методики специальной силовой подготовки.

Структурный подход, положенный в основу данной работы, определяет в известной мере и круг вопросов, подлежащих подробному рассмотрению. В их число вхо­дят прежде всего: ‘анатомо-физиологические свойства двигательного аппарата человека, его способности и воз­можности в плане проявления внешней силы, а также разработка на этой основе критериев соответствия для подбора средств и методов специальной силовой подго­товки и педагогических методов контроля за ее уровнем в процессе тренировки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля для обязательного заполнения *

*

Подняться вверх