Более детальное рассмотрение вопросов системной организации управления ПССМ, несмотря на всю их значимость для совершенствования тренировки в спорте, увело бы далеко в сторону от основной задачи.
Поэтому здесь целесообразнее ограничиться лишь общей постановкой вопроса, чтобы далее рассмотреть его более подробно в плане организации силовой подготовки спортсмена. Следует подчеркнуть только, что результатом совместных усилий ученых и специалистов-практиков, направленных на решение проблемы оптимального управления ПССМ, должно явиться подведение количественного содержания под следующую принципиальную схему (рис. 17). Данная схема выражает известное положение о том, -что вклад тех или иных тренировочных средств (условно обозначенных на рисунке а, Ь,с) в развитие ведущей функции уменьшается по мере роста спортивного мастерства. В то же в-ре-мя эти средства различны по своему тренирующему эффекту, и применение каждого из них целесообразно только с учетом уровня подготовленности атлета.
Следовательно, для сохранения высокой эффективности средств тренировки необходима определенная последовательность и преемственность их в ПССМ. В общем виде это требование может быть выражено принципом зигзагообразного управления (см. рис. 17), имеющего место в управлении автоматизацией промышленного производства (В. А. Трапезников, 1966). Идея его заключается в определенной последовательности включения в тренировку средств с большим тренирующим эффектом.
Рассмотренные вопросы определяют задачи и пути решения проблемы специальной (и в частности, специальной силовой) подготовки в спорте. Центральное место в этой проблеме занимает вопрос выбора средств и методов, соответствующих требованиям поступательного развития ПССМ. В решении этого вопроса есть два варианта методологического подхода. Первый из них можно обозначить как функциональный подход, заключающийся в анализе опосредованной связи между специализируемым и тренировочным упражнениями. Например, если одна группа средств имеет высокую степень корреляции со специализируемым упражнением, а другая не имеет ее, то первые следует относить к средствам специальной подготовки, а вторые нет. Непосредственным инструментом исследования в данном случае выступает математический аппарат многомерного статистического анализа.
Второй подход можно назвать структурным (субстанциальным). Он заключается в непосредственном инструментальном наблюдении существенных сторон (характеристик) двигательной деятельности в основном спортивном упражнении и затем разработке на этой основе адекватных средств и методов, имитирующих ее существенные характеристики в условиях тренировки.
Вряд ли есть смысл рассматривать здесь положительные и отрицательные стороны названных подходов. Это предмет специального методологического исследования. Стоит только подчеркнуть, что функциональный подход дает возможность широкого изучения проблемы, в то время как структурный позволяет более углубленно исследовать ее. Исследователь, владеющий методологией научного эксперимента, обязательно использует
возможности того и другого подходов. Преимущество одного из них зависит от реальных возможностей исследователя: от экспериментальной базы, инструментальных методик, сферы непосредственных интересов и, наконец, от особенностей конкретной спортивной деятельности.
Что касается позиции автора, то она основывается главным образом на структурном подходе к анализу проблемы специальной силовой подготовки с привлечением функционального подхода там, где в этом есть необходимость, а также там, где реализация структурного подхода затруднена объективными причинами. В качестве аргументации такой позиции автор считает, что структурный подход, связанный с непосредственным анализом биодинамического механизма движения, позволит сформулировать более конкретные и обоснованные положения методики специальной силовой подготовки.
Структурный подход, положенный в основу данной работы, определяет в известной мере и круг вопросов, подлежащих подробному рассмотрению. В их число входят прежде всего: ‘анатомо-физиологические свойства двигательного аппарата человека, его способности и возможности в плане проявления внешней силы, а также разработка на этой основе критериев соответствия для подбора средств и методов специальной силовой подготовки и педагогических методов контроля за ее уровнем в процессе тренировки.