В условиях, требующих проявления волевых качеств, спортсмен накапливает ценный опыт использования мобилизующих и организующих приемов психической саморегуляции; в процессе накопления этого опыта они усваиваются, обобщаются и закрепляются, в результате чего и происходит развитие волевых качеств.
Воспитание волевых качеств направлено на совершенствование познавательного, эмоционального и исполнительного компонентов воли.
Совершенствование познавательного компонента достигается постоянным пополнением общеобразовательных и специальных знаний, высокой умственной активностью в процессе спортивной подготовки. Акцент при этом делается на изучении причин возникновения различных трудностей, характерных особенностей их проявления, путей и средств предупреждения и преодоления.
Особенно важно научиться самостоятельно пользоваться полученными знаниями в экстремальных условиях спортивной деятельности. Для этого целесообразны специальные упражнения в поиске и аргументировании правильных решений в состоянии утомления, при недостатке времени, в ситуациях риска и опасности, в непредвиденной обстановке, во время жесткой спортивной борьбы и т. д. Решение мыслительных задач в таких условиях оказывает тренирующее действие на точность восприятия, ясность и гибкость мысли, ее быстроту и логичность, независимость и критичность, оригинальность, способность к предвидению и другие качества умственной деятельности.
Совершенствование эмоционального компонента предполагает обучение приемам самомотивирования в процессе принятия и исполнения решений. На первых порах следует сочетать мотивирующие воздействия тренера с самомотивированием спортсменов, а в дальнейшем все чаще использовать их самостоятельную мотивационную активность.
В том и другом случае тренер должен учить, как с помощью логики пробуждать в себе дополнительные силы, затронуть не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу психики, сыграть на том, что имеет особое значение в собственных глазах, ради чего стоит перебороть себя. Спортсмену могут помочь прямые призывы и указания («Все в норме — будь молодцом!»), обращения, самоутверждающие личность («Бьешь рекорд! Сейчас или никогда!»), оживление в сознании ободряющих представлений и мыслей, которые в одних случаях могут связываться с благополучными последствиями («Все хорошо, скоро финиш, а там меня ждет великое счастье»), в других — с неблагоприятными («старался думать о том, что будет, если отстану от товарищей, и мнеста- новилось легче»), с умышленным умалением переживаемых трудностей («и пробежать-то осталось всего лишь один круг…») и т.д.
Все это направлено на то, чтобы спортсмен научился в трудных условиях намеренно вызывать у себя действенные переживания прежде всего моральных чувств (патриотизма, коллективизма, ответственности, спортивной чести и др.) и превратил их в устойчивые отношения к борьбе с трудностями. Эти чувства — могучие движители воли, побуждают к полной самоотдаче, самоотверженности в реализации установки «я должен…», «мне необходимо…».